Исчез драматизм и формы: волгоградцы требуют вернуть прежнюю подсветку монументу «Родина-мать зовет!»

09:27 07.08.2019

image 29 июля 2019, 10:07 В Волгограде возле монумента “Родина-мать зовет” нашли снаряды времен войны

На главной высоте

Почти два месяца волгоградцы наблюдали, как возводились строительные леса вокруг монумента на Мамаевом кургане. Сейчас скульптура скрыта за ними практически полностью, свободен от такой “одежды” только меч. Он не нуждается в реставрации, все остальное – от стилобата до развивающихся складок платья и шарфа – требуется очистить, исследовать на наличие трещин, их заделать, а потом покрыть финишным, защитным слоем. На время работ Мамаев курган не стали закрывать от посетителей, и людей, пожалуй, здесь стало даже больше. Жители и гости города спешат сфотографироваться на фоне “Родины-матери” в лесах, ведь такой ее не видели с момента строительства. Металлические леса возводились с учетом погодных условий, в их надежности корреспондент РИА Новости убедился лично, когда поднялся до самой головы “Родины-матери”. Несмотря на ненастную погоду и порывы ветра мощная конструкция даже не шелохнулась. Кроме того, в целях безопасности по всей площади лесов натянута сетка-рабица, лестницы, ведущие с одного яруса на другой – а их всего 30 и два метра в высоту каждый – оборудованы поручнями. image © РИА Новости / Светлана Самсонова Реставрация монумента “Родина-мать зовет!” в Волгограде Почти на каждом ярусе на скульптуре нанесены отметки – это специалисты определили размер и характер трещин, а также способ их устранения. Кроме трещин, реставраторам приходится восстанавливать при помощи специальных средств и некоторые части арматуры, которая покрылась ржавчиной, из-за чего отслаивается защитный слой бетона. “Трещин всего около 13 километров погонных… У нас тут реставрация, а не евроремонт. Как было задумано Вучетичем (Евгений Вучетич руководил проектом по возведению мемориального комплекса на Мамаевом кургане), так и делаем специальную шероховатую поверхность. Не будет она (“Родина-мать”) у нас как пластиковая игрушка”, – сообщил РИА Новости ведущий инженер отдела реставрации крупных объектов и технического надзора ФГКУ “Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации” Михаил Васильев, который сопровождает по ярусам строительных лесов. © РИА Новости / Кирилл Брага Перейти в фотобанк Реконструкция монумента «Родина-мать зовет!» на Мамаевом кургане

В ответе за родину

Вид с высоты на уровне глаз изумительный: Волга и раскинутый почти на 70 километров город-миллионник. А слева внизу расположен завод “Красный Октябрь”, выбросы с которого много лет оседают на монументе, именно из-за них, по словам Васильева, памятник и потемнел. Кроме того, на западной стороне скульптуры, там, где складки платья, концы шарфа и где почти не бывает солнца, появился мох. От грязи и растительности памятник очищают при помощи пескоструйного аппарата, также используют технологию мягкого бластинга. Очищенные участки видны сразу, они намного светлее, чем загрязненные. Как говорят реставраторы, сняв весь налет, они дошли до “авторского бетона”. “Мягкий бластинг бережно очищает монумент, не вредит бетону. Большую часть скульптуры уже очистили. Самый сложный участок – это голова и волосы”, – говорит реставратор Адель Кузьмин, который приехал из Казани специально для работы на “Родине-матери”. По его словам, при очистке по технологии мягкого бластинга используется мраморная крошка такой мелкой фракции, что она похожа на муку. Недавно Адель с коллегами завершил очистку лица и головы монумента, сейчас реставраторы приступили к плечам и правой руке. Работы осталось всего на пару дней. © РИА Новости / Светлана Самсонова Реставрация монумента “Родина-мать зовет!” в Волгограде Адель признался, что чувствует себя причастным к большому историческому событию. “Конечно, я понимаю всю ответственность за свою работу. Горжусь тем, что оказался здесь. “Родина-мать” не просто памятник, это символ Победы”, – говорит Кузьмин. 8 мая 2019, 08:00 Что пишут о Второй мировой войне в учебниках разных стран

Нужно успеть

Как сообщил РИА Новости руководитель реставрационных работ на монументе “Родина-мать зовет!” Владимир Антонов, все работы на объекте должны быть завершены к зиме. Кроме того, по проекту, планируется еще и благоустройство вокруг памятника – устройство газона, полива, дорожек. Сейчас уже сделан дренаж, чтобы вода от полива не попадала под фундамент скульптуры. По словам Антонова, реставрация памятника ведется как снаружи, так и внутри, а на стройке трудится 86 человек. © РИА Новости / Светлана Самсонова Реставрация монумента “Родина-мать зовет!” в Волгограде “На данный момент мы закончили демонтаж всей старой опалубки и вынесли весь мусор из внутренних помещений монумента, провели до 7 яруса (это под руками) внутреннюю реставрацию. Сейчас делаем лестницы, промежуточные площадки, а также нормальные люки во внутренних помещениях, чтобы впоследствии представители музея “Сталинградская битва” могли нормально эксплуатировать эти помещения, чтобы к ним был доступ и можно было проводить диагностику”, – сообщил Антонов. По его словам, скоро стартует очередной этап реконструкции – реставраторы приступят к очистке пальцев рук скульптуры ручными фрезами и бормашинами, чтобы не подвергать тонкие части монумента ударной нагрузке. © РИА Новости / Светлана Самсонова Реставрация монумента “Родина-мать зовет!” в Волгограде Как отметил собеседник агентства, работы идут по плану, но хотелось бы быстрее, ведь погода вносит свои коррективы. Например, если ветер больше 20 мс, то вся наружная деятельность практически невозможна, это опасно для людей. “Реставрация монумента пошла снизу, пока возводились леса, потом вторая команда реставраторов начала работу сверху. Они идут навстречу друг другу, как сделаем правую руку, начнем разбирать строительные леса и покрывать скульптуру финишным слоем”, – отметил Антонов. Мемориальный комплекс “Героям Сталинградской битвы” – уникальное сооружение, его общая протяженность от подножья до вершины составляет 820 метров. Композиционным центром ансамбля является скульптура “Родина-мать зовет!” Монумент изображает женщину, держащую в руке меч. Фигура господствует не только над Мамаевым курганом, но и городом, она видна на десятки километров. Высота монумента – 85 метров с мечом, 52 метра без меча. Длина меча – 33 метра, его вес – 14 тонн. Весь монумент весит 8 тысяч тонн. В основании скульптура ничем не закреплена, она стоит под тяжестью собственного веса.

Это место скорби и памяти. Именно здесь шли кровопролитные бои, которые оставили после себя курган, весь изрытый глубокими воронками, окопами, обожженный и обугленный. Всего на одном квадратном метре здесь можно было обнаружить от 500 до 1200 осколков бомб, мин и снарядов. Долгое время весной здесь даже не всходила трава. Сегодня мы расскажем вам о памятнике-ансамбле «Героям Сталинградской битвы», расположенном на уникальном месте – «Высоте 102».

Священная «Высота 102» и ее страшная история

Эту высоту называют главной в России, для жителей нашей страны это по-настоящему священное место. Как, впрочем, и воздвигнутый на ней памятник – величественный ансамбль, посвященный героям Сталинградской битвы, проходившей здесь. Достаточно попасть на Мамаев курган в Волгограде, чтобы увидеть удивительную историю мужества, героизма и бесстрашия защитников города и страны, переломивших ход Великой Отечественной войны.

Свое название этот курган получил еще во времена татаро-монгольского нашествия. По крайней мере, именно так говорится во всех путеводителях по городу. Еще в те времена он был стратегически важной высотой, на его вершинах располагалась застава, которую учредил сам хан Мамай. Однако многие историки говорят, что такое мнение ошибочно, никаких застав и караулов в этих местах никогда не было. Задолго до того, как началась Великая Отечественная война, местные жители называли этот курган словом «бугор». В переводе же на язык волжских татар это слово звучало просто – мамай. Во времена кровопролитной Сталинградской битвы в военных документах этот объект именовали просто «Высота 102», а сразу после того, как здесь был открыт мемориальный комплекс, назвали его Курганом славы. Название же Мамаев курган впервые встречается в высказываниях автора мемориала Евгения Вучетича.

По страницам истории

Если вы были внимательными на школьных уроках истории, вы наверняка помните, что Сталинградская битва продолжалась 200 дней и ночей. Один из самых ожесточенных боев шел именно за этот курган. Он был ключевой позицией в обороне города, ведь с его вершины отлично просматривались и центр города, и его вокзалы, и порт, и промышленные районы. Вполне естественно, что удержание кургана для войск 62-й армии было самым настоящим вопросом жизни и смерти. Фашисты, в свою очередь, стремились завладеть этим участком земли, несмотря на все потери. Бои за “Высоту 102” продолжались целых 135 дней. Вершина не раз переходила из рук в руки.

27 сентября 1942 года противнику удалось закрепиться на западных склонах, а к середине октября – овладеть южными и северными. Круглые сутки напролет войска Гитлера обстреливали советские позиции из самых разных видов оружия, бомбили с воздуха, атаки начинались по 10 раз в сутки! Фашисты теряли и технику, и людей, но так и не смогли полностью овладеть Мамаевым курганом. На восточных склонах яростные атаки противника стойко и героически отбивали советские воины.

26 января 43-го 21-я армия соединилась с 62-й. Немцы были разделены на две части и ликвидированы. Именно так завершилось величайшее сражение, которое и стало переломным в ходе всей Второй мировой войны. Но победу эту сложно назвать радостной, ведь она досталась невероятно высокой ценой: город практически превратился в руины, погибло около 1,5 миллиона человек, которые отважно и стойко защищали Сталинград.

После того как здесь стих свист пуль и снарядов, можно было заметить, что изменились сами очертания Мамаева кургана. Описание его болью отзывается в сердце: он был изрыт воронками от бомб и глубокими окопами, даже зимой он чернел на фоне снега, словно обугленный. После окончания всех боевых действий на кургане похоронили погибших со всего города. По приблизительным подсчетам это было более 34 тысяч человек. Именно тогда это место стало самым настоящим курганом, где были захоронения людей, огромной братской могилой. Весной сорок третьего на кургане не взошла трава, настолько земля была пропитана кровью и усеяна осколками снарядов и мин. В таком виде курган оставался до 1959 года.

Появление мемориального комплекса

О том, что на кургане должен появиться большой мемориальный комплекс, мысли появились еще до окончания войны. Уже в 1944 году в стране начали проводить конкурсы проектов этого грандиозного памятника. Разработку поручили известному в Советском Союзе скульптору Евгению Вучетичу и архитектору Якову Белопольскому. Строительство мемориального комплекса на Мамаевом кургане началось в 1959 году, а его торжественное открытие состоялось спустя 8 лет – в середине октября 1967 года. Сам скульптор так говорил о своей работе:

Воины сложили свои головы во имя торжества жизни, во имя победы над силами зла, насилия и смерти. В этом был смысл их самопожертвования и подвигов. Это составляет и основное содержание ансамбля.

В состав мемориального ансамбля входит сразу несколько достопримечательностей, которые посвящены героям Великой Отечественной. Одной из самых прославленных, разумеется, можно назвать скульптуру «Родина-мать зовет!». Прямо у ее подножия расположен еще один значимый объект – зал воинской славы, который появился как дань памяти всем погибшим в битве за высоту – Мамаев курган – и город.

Предлагаем подробнее познакомиться со всеми объектами, расположенными на «Высоте 102».

Зал воинской славы

Изначально здесь собирались построить музей-панораму, но после того как здание уже было возведено, было принято решение разместить в этом месте совершенно другой объект. Кстати, тот факел Победы, который сегодня можно увидеть в зале воинской славы, появился только в 1998 году.

Что представляет собой этот зал славы на Мамаевом кургане? Это цилиндр, высота которого 13,5 метра, а диаметр – 42 метра. Зал открыт для посетителей и днем, и ночью, в нем нет дверей и окон – лишь отверстия в стенах. Войдя сюда, посетители попадают в узкую галерею, в глубине которой мозаикой выложена медаль «За оборону Сталинграда». Тоннель приводит в зал, имеющий овальную форму. В самом его центре, в крыше, есть круглый проем, откуда можно увидеть скульптуру «Родина-мать», а под этим проемом находится гигантская мраморная рука, которая держит зажженный факел – Вечный огонь. Здесь круглосуточно звучит музыка – «Грезы» Роберта Шумана, в стенах зала дежурит почетный караул, сменяющийся ежечасно. А на стенах указаны имена героев-защитников Сталинграда – семь с половиной тысяч фамилий, высеченных на плитах алого цвета с каймой из траурной ленты.

Площадь Скорби

Попасть в это место можно двумя путями: либо по лестнице от площади Героев, либо из зала воинской славы. Мемориал, расположенный здесь, изображает скорбящую мать, которая на руках держит своего погибшего сына. Склонившись над телом своего героя, мать оплакивает его. При этом стоит отметить, что герои скульптуры – не конкретные люди, это собирательный образ всех скорбящих матерей, которые в годы Великой Отечественной войны потеряли своих родных.

Эта скульптура выглядит не так, как задумывалась изначально. Вучетич планировал дать лицо погибшему солдату. Однако позднее он изменил свое решение, ведь солдат без какого-то определенного лица представлял собой абстрактный образ, отражающий мужей и сыновей, братьев и отцов, которых каждая женщина страны потеряла в эти страшные годы. Окружает скульптуру озеро Слез, а совсем недалеко захоронен Василий Иванович Чуйков, дважды герой Советского Союза, главный военный консультант, занимавшийся строительством кургана. На могиле героя Сталинградской битвы на Мамаевом кургане всегда лежат цветы и венки.

Аллея тополей

Широкая лестница выводит посетителей этого скорбного места на аллею пирамидальных тополей. Она проложена по гребню земляной насыпи, созданной искусственно прямо над входной площадью. Протяженность аллеи – 223 метра, ширина – 10. На склонах насыпи высажены деревья и кустарники, это место идеально подходит для глубоких раздумий и размышлений. По мере приближения к вершине кургана появляется удивительная композиция, называющаяся «Стоять насмерть!».

С этой насыпи видны не только тополя и скульптуры, но и городские кварталы, заволжские дубравы, заводы. Все эти элементы, как фон одной огромной панорамы, они подготавливают чувства человека, настраивают его душу на осмысление главной темы памятника. Именно здесь несколько десятилетий назад защитники города-героя смело шли в бой, не отступая ни на шаг. Противник мог продвинуться вперед только в том случае, если в живых не осталось ни одного советского воина.

«Стоять насмерть!»

Эта скульптура Мамаева кургана представляет собой образ воина-защитника, внешние черты которого схожи с чертами маршала Чуйкова. У основания скульптуры можно увидеть такие надписи:

Ни шагу назад!

или

Стоять насмерть!

или

За Волгой для нас земли нет!

Именно с этими словами шли в бой бесстрашные герои, защитники Родины, желавшие сохранить свой дом, свою семью, свое государство.

Горельеф «Память поколений»

Еще один интересный объект на Мамаевом кургане. Высота его составляет 8 метров, а длина – 17. Это целая вереница скорбящих людей, которые направляются в сторону основного монумента. Говоря о символическом значении горельефа, его автор отмечает, что это вечная память о подвиге советских солдат.

Площадь Стоявших насмерть

Главным объектом этой площади можно назвать скульптуру воина, который вооружен гранатой и автоматом. Это изображение тех людей, что встали на защиту Отечества. Прямо от этой площади посетители могут попасть на площадь Героев: их объединяет лестница-коридор. По обе стороны от нее расположен парный горельеф под названием «Стены-руины», который символизирует собой все ужасы осажденного города.

Площадь Героев

В центре этой площади расположен прямоугольный бассейн. С одной стороны он ограничен стеной, представляющей собой знамя с надписями, с другой стороны находятся парные скульптуры – сражающиеся солдаты, горожане, женщины и дети.

«Родина-мать зовет!»

Эту скульптуру можно назвать венцом, кульминацией, вершиной мемориала. Сложно поспорить с тем, что образ женщины в развевающихся одеждах с огромным мечом в руках, призывающей к борьбе с фашизмом, широко известен во всем мире. Высота фигуры «Родина-мать» на Мамаевом кургане составляет 85 метров. Эта скульптура вместе с памятником-ансамблем была включено в число Семи чудес России. Памятник открыли в 1967 году. Чье у него лицо? Есть ли у скульптуры «родственники»? Расскажем прямо сейчас!

Конкурс без границ

В конкурсе, объявленном в сентябре 1944 года, участвовали и солдаты, и именитые архитекторы. Проекты приходили не только с территории Советского Союза, но и из-за рубежа, например, из Марокко и Шанхая. Кстати, участие в конкурсе не принимал будущий создатель этого проекта – Вучетич. Поговаривали, что он мог обсуждать свой проект прямо с Иосифом Сталиным. Изначально предполагалось, что рядом с фигурой женщины будет фигура солдата, стоящего на коленях и протягивающего ей свой меч. Однако впоследствии композицию изменили, причем произошло это уже после подтверждения «сверху». Во-первых, она показалась архитектору слишком уж сложной, а во-вторых, присутствовал и идеологический аргумент: солдат не мог передавать свой меч никому, ведь война еще не была окончена.

Прототип

Многие искусствоведы сходятся во мнении, что Вучетич был вдохновлен парижским барельефом «Марсельеза», кто-то считает, что за основу была взята античная скульптура Ники Самофракийской. Сегодня невозможно ответить на вопрос, кто позировал ему, скорее всего, скульптор лепил фигуру со спортсменки Нины Думбадзе, а лицо принадлежит его супруге Вере.

Следует сказать, что “Родина-мать” на Мамаевом кургане была первым в СССР памятником, выполненным из железобетона – одного из самых дешевых материалов, однако работа с ним была довольно сложной. К тому же через год после того, как был открыт монумент, на скульптуре появились небольшие трещинки. Для того чтобы сохранить скульптуру, ее ежегодно покрывали водоотталкивающими средствами.

Еще одна интересная особенность – укрепление конструкции. Инженерными расчетами занимался Николай Никитин, один из создателей Останкинской телебашни. Монумент “Родина-мать” никак не закреплялся при возведении. На земле он стоит исключительно за счет своего веса. Внутри объекта все куда интереснее: в скульптуре натянуты прочные металлические канаты, делающие ее более устойчивой, поддерживающие металлический каркас. На сегодняшний день на тросах установлены датчики, которые контролируют специалисты.

Самая высокая в мире

Согласно первоначальному проекту, высота скульптуры должна была составлять 36 метров. Но Хрущев дал распоряжение увеличить размер. “Родина-мать” должна была перегнать статую Свободы, высота которой без учета пьедестала составляла 46 метров. После того как работа над “Родиной-матерью” была закончена, женская фигура возвысилась над пьедесталом на 52 метра – и это без учета длины руки и меча. Вместе с ними высота памятника – восемьдесят пять метров!

Кстати, меч, который “Родина-мать” держит своих руках, был изготовлен по авиационной технологии. За основу взяли нержавеющую сталь, обшили оружие листами титана. Правда, такое решение было не самым лучшим для памятника: меч скрипел на ветру и сильно раскачивался. В 1972 году его заменили на стальной, с отверстиями.

Часть триптиха

Отдельного внимания заслуживает тот факт, что этот удивительный монумент – часть скульптурного триптиха. Его дополняют «Воин-освободитель», установленный в Берлине, и «Тыл – фронту», который находится в Магнитогорске.

Где находится

В заключение расскажем о том, в каком районе Волгограда находится Мамаев курган, как до него добраться. Мемориальный ансамбль расположен в Центральном районе города, добраться сюда можно на всех видах общественного транспорта, например, на скоростном трамвае, проходящем по проспекту Ленина. Остановка так и называется – «Мамаев курган».

02.50, Волгоград Tochka Zрения В Волгограде, который во времена Великой Отечественной Войны носил имя Сталинград, полностью отреставрирован памятник великому подвигу нашего народа “Родина-Мать зовет!”

Реставрация монумента была приурочена к 75-летию Великой Победы нашего народа над фашизмом. Полная и масштабная реставрация памятника проводилась впервые за всю историю его существования, начиная с 1967 года, когда монумент был создан. В 1972 году, у памятника был заменён меч, также за годы существования памятника проводились отдельные реставрации и укрепления, однако полной реставрации никогда не проводилось.

Торжественное открытие памятника было назначено на 9-е мая 2020 года, однако в связи с распространением коронавирусной инфекции, церемонию открытия памятника перенесли. Сроки переноса пока не сообщаются. Но, очевидно, что церемония открытия пройдет тогда, когда и все главные торжества по случаю 75-й годовщины Победы, которые пока перенесены на неопределённый срок.

Но ознакомиться с отреставрированным памятником вы можете уже сейчас, на кадрах, представленных в этой публикации, вашему вниманию представляется отреставрированный монумент во всём своём великолепии и величии.

В ходе работ были заменены все стальные канаты, которые удерживают скульптуру на опорной плите, была отреставрирована наружная поверхность монумента: проведена очистка от загрязнений, отработаны трещины на поверхности памятника.

Напомним, монумент “Родина-Мать зовёт!”, является одним из самых известных в мире памятников тому беспримерному подвигу советского народа, который был проявлен в годы Великой Отечественной Войны.

Сталинградская битва, которая практически полностью сравняла с землёй этот город, навсегда вошла в историю нашей страны, нашего народа, историю этого мира, как одна из самых важных, ужасных и кровопролитных битв второй мировой войны. Историки называют эту битву переломной. Именно с неё, от стен разрушенного Сталинграда, начался перелом в Великой Отечественной Войне. Именно оттуда, от стен разрушенного, но не покорённого великого города, Красная Армия гнала фашистов до самого их логова, до Берлина и Рейхстага. Сейчас этот город носит название – Волгоград, а в честь этого великого подвига, Сталинградской битвы, и был установлен один из самых великих монументов в память о войне – “Родина-Мать зовёт!”

Памятник работы знаменитого советского скульптора Е. В. Вучетича и инженера Н. В. Никитина, возвышается над великой русской рекой Волга на Мамаевом кургане Волгограда, и включает в себя композиционный центр памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы». Монумент является одним из самых высоких памятников в России и в мире, его высота 85 метров, а весит памятник 8 тысяч тонн. Меч памятника высотой 33 метра выполнен из стали, а сама скульптура из бетона.

Строительство памятника шло 8 лет, начавшись в 1959 году, было закончено только 15 октября 1967 года прошлого века.

Аллегорически, памятник означает Родину, которая взяла в свои руки меч, и призывает своих сыновей на защиту. Аллегорически считается, что Родина-Мать подняла свой меч именно под стенами разрушенного Сталинграда, а опустила его только в Берлине, в 1945 году, когда состоялась Победа советского народа над фашизмом.

В 1972 году состоялась замена меча скульптуры. Дело в том, что изначально, по задумке скульптора Вучетича, меч у Родины был полностью из нержавеющей стали и обшит листами титана. Но это вызывало колебания  14-тонного меча на ветру, поэтому меч решено было заменить. На сегодняшний день меч полностью состоит из стали, и в нём предусмотрена “парусность”, прохождение ветра через специальные отверстия в мече.

Памятник был внесён в книгу рекордов Гиннесса в 1967 году, как самая высокая скульптура в мире на тот момент. На сегодняшний день монумент занимает 9-е место в мире среди самых высоких статуй.

фото: скриншот из видео

видео: Tochka ZренияRuptly

текст: Александр Точка

Издание Tochka Zрения

Рекламодателям – реклама в TZ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Новости СМИ2 Новости СМИ2

Скульптура «Родина-мать» на Мамаевом Кургане — самая высокая в России и Европе. Таких сложных и масштабных работ не делал еще никто: только трещин — 12 километров. Но специалисты смогли сделали, казалось бы, невозможное, чтобы у этого величественного монумента в память о героях Сталинградской битвы началась вторая жизнь.

Высажены цветы и наполнены водой бассейны. Кажется, здесь все готово к празднику. Но из-за режима самоизоляции на Мамаевом кургане непривычно безлюдно. Теперь только после отмены карантинных мер можно будет увидеть, каким стал главный монумент после года уникальных реставрационных работ.

«Родина-мать зовет» — одна из самых знаменитых скульптур в мире. Символ ярости, с которой сражались солдаты и символ нашей победы над врагом. Кажется, нет человека, у которого этот монумент не вызывал бы бурю эмоций. Но, оказалось, это искусство вечно, а бетон испытание временем не выдерживает.

“Падение бетона, фактически отслоение художественного слоя, и в прямом смысле камни сыпались с поверхности «Родины-матери», – рассказывает Алексей Дементьев, директор музея-заповедника «Сталинградская битва».

Но чтобы вернуть красоту снаружи, начинать пришлось со спасательной инженерной операции внутри монумента. От постамента до люка в голове 52 метра. Без лифта, по узкой крутой лестнице, рабочие поднимались и спускались десятки раз за смену. Сначала заменили сотню огромных металлических тросов, которые как сухожилия держат все части бетонного тела скульптуры. Потом, чтобы полностью восстановить ржавый арматурный скелет, протискивались и ползали в тоннелях и лазах.

В это время снаружи инженеры, как дорогой костюм, по фигуре, подгоняли уникальные строительные леса. Оказалось, что точной 3D- модели скульптуры просто не существует, и рассчитать конструкцию на компьютере нельзя.

“Десятки тонн напряженного бетона, парящего в воздухе. А нам нужно было так опоясать это лесами, чтобы реставраторы могли добраться до каждого участка монумента”, – делится Владимир Антонов, руководитель проекта, представитель подрядной организации.

Работа шла в три смены. 30 ярусов, один за другим реставраторы проходили несколько месяцев. 180 тысяч дефектов и 12 километров трещин. Скрупулезная хирургия алмазной фрезой и инъекции особым составом.

Теперь «Родина-мать» крепко держит свой меч. Но несколько месяцев назад из-за разрушений на правой руке скульптуры пришлось собирать целый инженерный консилиум.

“Была даже боязнь навредить. Потому что такая сеть трещин на тонких частях: на пальцах, фалангах, ногтях”, – вспоминает Владимир Антонов, руководитель проекта, представитель подрядной организации.

Теперь 75-летие Победы монумент «Родина-мать» встречает точно такой, какой создал ее Евгений Вучетич. Восстановили даже информационные плиты с именами членов творческой группы и их помощников. Несколько десятилетий они были скрыты под гранитными плитами, которыми когда-то прикрыли трещины в постаменте. Возможно, уже в будущем году реставраторы снова вернуться на Мамаев курган. В их помощи нуждаются и другие скульптуры мемориала.

“Целый набор этих дефектов идет. Трещины практически по каждому участку этих скульптур. И мы пройдем все скульптуры и композиции”, – рассказывает Алексей Дементьев, директор музея-заповедника «Сталинградская битва».

В эти праздничные дни доступ на Мамаев курган будет закрыт. Но 9 мая в память о защитниках Сталинграда впервые над главной высотой России пройдет воздушный парад, а лазерное шоу «Свет Великой Победы» волгоградцы увидят в режиме телетрансляции.

Отгремели фанфары, посвященные церемонии открытия монумента «Родина-мать зовет!», и после этих праздничных событий волгоградцы… не смогли узнать свою святыню. Как оказалось, во время реставрации были проведены не только восстановительные работы, но и изменена подсветка всех памятных объектов на Мамаевом кургане. И самое неприятное, что эти новшества напрочь лишили монумент величия и особенного драматизма. Возмущенные таким «преображением» волгоградские активисты направили петицию с просьбой вернуть прежнее освещение. 24 июня 2020 г. состоялось торжественное открытие монумента «Родина-мать зовет!». | Фото: ngs24.ru.После трех лет колоссальных реставрационных работ 24 июня 2020 года состоялось торжественное открытие композиционного центра памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане в Волгограде. К дню парада Победы была приурочена и праздничная церемония, и грандиозный концерт, на который съехались ведущие артисты страны. Естественно, в зоне возле монумента и прилегающей территории были возведены тематические декорации и соответствующая подсветка, которая оставалась еще некоторое время после всех праздничных событий. После реставрационных работ статуя «Родина-мать зовет!» заметно посветлела. | Фото: rudnya-tribuna.ru/ pikabu.ru.Как только лишний антураж был убран, в первый же вечер волгоградцы, которые обратили свой взор на грандиозный монумент, совсем …не узнали знакомых очертаний «Родины-матери». Горожане в один голос утверждают, что не только исчез тот самый драматизм, от которого слезы наворачиваются на глаза и бегут мурашки по телу, но и сам памятник кажется «присыпанным цементной пылью, потерявшим выразительность и особую торжественность, при этом стал совсем плоским». Волгоградцы хотят, чтобы монумент в вечернее время подсвечивался как прежде («Родина-мать зовет!»). | Фото: theplacement.ru.Обычным возмущением народа такое положение не обошлось, активист Николай Рогожников создал петицию, которую разместил не только в Сети интернет для сбора подписей, но и отправил в Комитет Охраны объектов культурного наследия Волгоградской области. В ней отражена просьба большинства горожан, которые настаивают на возвращении прежнего освещения, просуществовавшее с 1967 г. до реставрации 2017 г. Впечатляющая аэрофотосъемка («Родина-мать зовет!», Волгоград). | Фото: pikabu.ru.В обращении говорится: «…Ранее существующая подсветка хорошо передавала пластику скульптуры. Новая же установлена в других местах, имеет другой угол освещения и иную интенсивность, что делает скульптуру невыразительной, плоской». Сравнение освещения монумента до и после реставрации («Родина-мать зовет!», Волгоград). | Фото: pikabu.ru.В петиции указаны все промахи специалистов, которые не только напортачили с главным монументом ансамбля, но и «убрали подсветку скульптуры солдата, музыкальное сопровождение, упростили освещение «стены-руины» и скульптуры «Стоявшие насмерть», из-за чего полностью пропал рельеф». К сожалению, исчезновением фактуры и объема не обошлось, как оказалось, часть подсветки центральной аллеи и вовсе убрали, а вот ступени у «стен-руин» освещены непродуманно. Направленный свет сильных прожекторов просто слепит людей, спускающихся по ступеням, что становится совсем небезопасным мероприятием, особенно если будут идти пожилые горожане или гости Волгограда. Монумент «Родина-мать зовет!» в цифрах и деталях. | Фото: yaplakal.com.Интересный факт: Масштабная реставрация монумента «Родина-мать зовет!» началась в 2017 году и должна была завершиться к 75-летию Победы. Но с учетом переноса Парада Победы на 24 июня 2020 открытие состоялось именно в этот день. На реконструкцию всей территории музея-заповедника «Сталинградская битва» правительством страны было выделено 2 млрд рублей. Из них на реставрацию монумента «Родины-матери» и прилегающей территории потрачено почти 668 млн руб.

По сведениям редакции Novate.ru, сложившуюся ситуацию с освещением взялся прокомментировать и объяснить директор музея-заповедника «Сталинградская битва» – Алексей Дементьев. Он ссылается на то, что реконструкция не коснулась системы освещения всего комплекса и все еще требует полного технического переоснащения, о чем он сообщал Министерству культуры РФ. Хотя по тем объектам, которые указаны в петиции, прошло уже обновление всех точек и осветительных приборов, с тщательным расчетом интенсивности и направленности лучей света. В последнее время инсталляции и подсветка монумента «Родина-мать зовет!» более чем удивляют волгоградцев. | Фото: news.myseldon.com/ newzz.in.ua.Менять только созданный проект пока не собираются, аргументируя это тем, что специалисты пытались усилить эффект и подсветить те зоны, которые ранее не были охвачены прожекторами. Теперь верхнюю часть монумента подсвечивают с башен, но основной поток света идет с земли. По словам Алексея Дементьева, такие изменения пошли только на пользу: «Сейчас «Родину-мать» стало лучше видно и с моста через Волгу, и с других смотровых площадок в центре Волгограда. Но вблизи она, действительно, потеряла визуальный объем. Ставку сделали на то, что ночью на мемориале посетителей мало». Легендарный монумент «Родина-мать» до реставрации больше нравился волгоградцам. | Фото: dostoyanie-pokoleniy.ru/ hodor.lol.Важно: Об остальных замечаниях директор мемориального музея-заповедника упомянул, что некоторые объекты еще все так же реставрируются и ждут обновления фонарей и прожекторов. С лестницей решается вопрос уже сейчас: инженеры-электрики пересматривают проект и постараются устранить промахи в ближайшее время. А вот каким станет комплекс после полной реконструкции всех его объектов, даже он не знает, ведь окончательный проект пока еще не утвержден.

Легендарные памятники также, как и страны, где они создаются, имеют свою историю и не всегда легкую судьбу. Ярким тому доказательством стала история создания самой знаменитой пары Страны Советов – грандиозного монумента «Рабочий и колхозница».

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий