Коломна – Один день, проведенный в других местах, дает больше, чем десять лет жизни дома… — ЖЖ

Коломна: преданья старины глубокой

В Московской области немало мест интересных и очень самобытных. Одно из них – город Коломна. Достаточно отдаленный от Москвы уголок, он во многом сохранил очарование и прелесть своей истории. Прежде всего, Коломна интересна тем, кто по-настоящему любит русскую архитектуру. Местные виды успели заворожить уже не одно поколение туристов. Какая при этом погода или время года – не так важно. И летом, и зимой вы сможете увидеть прекрасные образцы русской культуры из самых разных эпох.

Говорят, чтобы увидеть и понять душу этого местечка, надо романтично воспользоваться поездом. Есть в этом что-то особенное, сесть на Казанском вокзале и выйти в Коломне на станции «Голутвин» или «Коломна». Если вы сами не москвич, то сумеете поймать эту неуловимую атмосферу. Здесь рукой подать до Коломенского Кремля, который вы обязательно должны посмотреть в любом случае. Человек же, рискнувший отправиться сюда из Москвы на автомобиле, может попасть в пробки и заторы по трассам между Москвой и Рязанью. Не всегда и не везде, но тем не менее.

Интересный факт: До сих пор не утихают споры о том, как именно появилось слово “Коломна”. Некоторые ученые указывают на корень “коло”, что в славянских наречиях обозначает окружность, круглый. Так образовалось например, слово “колобок”(дословный перевод – круглый бок). В свою очередь в тюркских языках встречается слово “колм”. Которое может указывать на близкое захоронение или кладбище.

#1#

История города

Небольшой экскурс в историю Коломны. Это очень старое место, как и практически любой город в Подмосковье. Тем не менее, этот город один из наиболее древних. Со своей летописью, исторически интересными событиями и многим другим. Первое упоминание об этой географической точке можно найти в 1177 году в Лаврентьевской летописи. Видимо, основателей привлекло местоположение. Здесь в Москву-реку (впадающую в реку Ока) впадает речка Коломенка. Самое благоприятное для водных торговых путей обстоятельство. Сам же город раскинулся на границе Рязанских и Владимирско-Суздальских владений. Это было удобно и с политической, и с торговой, и с военной точек зрения.

Город несколько раз захватывали и разрушали бесчисленное количество раз. В 1239 году сюда с огнем и мечом пришел Батый. 1385 год ознаменовался чудовищным погромом со стороны рязанского князя Олега на Московское княжество. Иван Болотников со своими солдатами вел здесь бои в 1606 году. Через шесть лет, в 1612, Коломна еще раз была разорена дотла казаками под командованием Ивана Заруцкого. Сколько раз город приходилось отстраивать заново, подумать страшно. Но все эти испытания не помешали Коломне стать промышленным центром, одним из крупнейших на материке во второй половине XIX века.

#2#

Интересный факт: По некоторым данным, основателем города Коломна стал рязанский князь Глеб. У него были далеко идущие планы, город должен был укрепить его власть на других территориях. Так торговые пути с юга во Владимир проходили в ту пору как раз через Коломну.

Немалое значение для Коломны имеет имя великого Ивана Грозного. В XVI веке он довольно часто наведывался сюда. А в 1547 году тут размещались его войска для перегруппировки перед выходом на Казань. После победоносного похода в Коломне был построен Брусенский монастырь и Успенская церковь. Некоторые ученые полагают, что именно здесь некоторое время тайно хранилась знаменитая библиотека Ивана Грозного. Находятся и такие, кто утверждает, что она до сих пор спрятана именно здесь.

#3#

Что посмотреть

Прежде всего, Коломна это архитектурный, духовный и исторический центр. Потому здесь повсюду россыпь золотых куполов, более двух десятков храмов, монастырей и церквей. В центральной части города, где слились Коломенка и Москва-река, вы найдете монастыри. Они до сих пор функционируют. Это Успенский, Брусенский, Бобренев, Свято-Троицкий, Богоявленский монастыри. Разумеется, нельзя побывать в Коломне и не посмотреть на местный Кремль. Как выглядел бы маршрут интересной прогулки по Коломне?

Выбираясь из электрички на станции «Коломна», вы тут же окажетесь перед красивым жилым кварталом. Который состоит весь из достаточно старых деревянных домов. Если пройти сквозь этот квартал, то вы выходите как раз к Коломенскому Кремлю. Данный район так и называется, «Старая Коломна», в него входят Посад, Ямская слобода и Кремль. Пока вы бродите здесь, успеете насмотреться на самые старые улицы и постройки. Очень красивые старые деревянные дома с традиционной резьбой и другими элементами русской культуры.

#4#

Тут же на улице Арбатской стоит дом с памятной доской, которая посвящена визиту в город Анны Ахматовой в 1936 году. Причина визиты поэтессы – несостоявшаяся встреча с писателем Борисом Пильняком. На доме которого тоже установлена памятная табличка. Вообще здесь любят и помнят всех известных горожан. Как уроженцев, так и по воле случая остановившихся в Коломне. С улицы Арбатской можно не торопясь перейти на Посадскую, чтобы посмотреть Музей Пастилы. Рукой подать до фабрики, где можно и на процесс производства посмотреть, и прикупить вкусностей. Тут же возле Музея расположился храм Николы на Посаде, самая старая церковь в этих местах. Между прочим, объект культурного наследия государства.

Совсем недалеко вы также сможете увидеть своими глазами одну из примечательных церквей города. Это церковь Богоявления в Гончарах. Интересна она тем, что не закрывалась и не прекращала свою работу никогда. И после революции, и даже во время тоталитарной диктатуры в стране. Такой непрерывный стаж с XVI века сам по себе вызывает огромное уважение. Вокруг взрывали храмы и убивали священников, а церковь продолжала проводить службы и принимала людей.

#5#

В Коломне слияние двух рек — Москва-реки и Оки — порождает удивительной красоты пейзажи. Эти виды в сочетании с куполами монастырей производят самое приятное и умиротворяющее впечатление. Со Старой Коломны через реку так можно увидеть Бобренев монастырь. После осмотра бывшего Посада и Ямской слободы можно переходить к главной изюминке города, Кремлю. Он примечателен тем, что практически каждый хан за время своего правления умудрялся хотя бы раз, но сжечь и разграбить Коломенский Кремль. До тех пор, пока дерево не заменили каменными постройками.

Интересный факт: По некоторым данным Кремль в Коломне помогали строить специалисты из Италии. Те же самые, что создавали Московский Кремль. В пользу этой версии можно привести имеющие место архитектурные повторы и совпадения. Скорость постройки сооружения также наводит на размышления о том, что у строителей уже был опыт такой работы. В целом у Кремля явные характерные черты оборонительных построек северных областей Италии. Такие же можно повстречать в Милане, Вероне и Турине.

#6#

Кремль строился в XVI веке шесть лет, строители возводили каменные постройки взамен деревянным. Сегодня вашему взору представлена лишь часть былого величия. Это части стен и семь башен из когда-то семнадцати. Вообще Коломенский Кремль довольно масштабное сооружение. Он включает в себя множество построек, как культовых, так и гражданских. На стенах можно встретить рисунки по мотивам жизни и деяний Дмитрия Донского. Здесь вы повстречаете храмы, древние постройки и несколько памятников: равноапостольным князьям Кириллу и Мефодию, а также князю Димитрию. Очень интересно выглядят стандартные жилые дома прямо на территории.

На территории Кремля можно увидеть Храм Воскресения Словущего. Очень интересная постройка, очень старая и входит в Успенский собор. С XIV века много раз видоизменялся, но в советское время практически полностью был разрушен. Восстановлено это строение было относительно недавно, начиная с 2000 года. Это кстати, относится к многим историческим памятникам Коломны. Те из них, что не были уничтожены, подвергались разграблению множество раз. В каждой церкви или храме тут можно повстречать призраки прошедших столетий. Это само по себе внушает трепет.

#7#

Сам великий Успенский Кафедральный собор заслуженно считается центральным собором Кремля. В свое время он играл огромную роль в православии государства еще со времени своего основания в 1379 году. Известно, что для оформления собора вызывали византийского специалиста Феофана Грека. В своем первоначальном виде строение просуществовало более трехсот лет. Далее же пришлось разобрать обветшалые конструкции и обновлять красоту. Вторая версия собора и по сей день актуальна.

Что еще можно увидеть в Коломенском Кремле? Белую колокольню Успенского собора. Она очень интересна своими необычными архитектурными приемами. Интересен также Храм Иконы Божией Матери Тихвинская, или просто Тихвинская церковь (конец XVII века). Сергиевская церковь Новоголутвинского монастыря. Новоголутвинский, или Свято-Троицкий Ново-Голутвин женский монастырь. Крестовоздвиженский собор Успенского Брусенского монастыря. Лишь только осмотр достопримечательностей Кремля может занять у вас достаточно много времени. Но и за его стенами немало красот.

От Маринкиной башни отправляйтесь по Красногвардейской улице в сторону железнодорожного вокзала. Вы увидите на своем пути немало других достойных достопримечательностей. Оригинальное смешение эпох представит вашему вниманию купеческие дома и древние деревянные постройки. Классицизм здесь смешался практически со всеми существующими стилями. Барокко и псевдоготика, эклектика и модерн, и другие менее известные. Тут есть все, и на это стоит взглянуть. На вашем пути вам попадется Церковь святых апостолов Петра и Павла (известна также как Петропавловский храм), и Мемориальный парк города, где есть военные памятники и Вечный Огонь.

#8#

Как доехать

Причины, по которым вы решили посетить Коломну, могут быть самыми разными. Но какой бы ни была причина, вам следует иметь представление о том, как добраться до места назначения. От Москвы тут как ни как, больше ста километров. Как водится, есть разные способы достичь этого места. Рассмотрим некоторые из них.

1 способ. Едем на электричке или экспрессе

В Москве следуем на станцию метро «Комсомольская» по Кольцевой, либо по Сокольнической линии. Добравшись, выходим из метро в сторону знаменитого Казанского вокзала. Ждем поезда, который из Москвы идет до станции «Голутвин»(это вокзал города Коломна). Это займет у нас от двух до двух с половиной часов. Помимо электрички вы также можете отправиться в путь на железнодорожном экспрессе. Ключевые точки маршрута у него – Рязань и Москва. Поэтому вы окажетесь в Коломне где-то часа за полтора. Добравшись до пункта назначения, вы можете перемещаться по городу обычным способом. То есть, при помощи трамваев, автобусов или такси.

#9#

2 способ. Едем на автобусе

Вопреки расхожему мнению, дорога на автобусе может занять у вас практически столько же времени, что и по рельсам. Автобусы – это не менее удобно. Доезжаем в Москве до Таганско-Краснопресненской линии метро, а именно – до станции «Выхино». Сразу же рядом расположен автовокзал, куда нам и надо. На автобусе номер 460 вы без особенных проблем (если не будет пробок) доедете до остановки «Голутвин». Точное расписание этого автобуса следует уточнить заранее. На №460 вы в идеале будете ехать тоже где-то два часа.

3 способ. Едем на своем автомобиле

Способ ничуть не хуже других, если вы сторонник самостоятельности и независимости. Сворачивайте с Волгоградского проспекта в сторону трассы М5, где вам следует вывернуть в направлении Челябинска. Едем вплоть до перекрестка в виде буквы “Т”, где сворачиваем влево. После чего следуем прямо до очередного перекрестка с указателем в сторону Рязани. Проехав село Степанщино, едем через мост и далее выезжаем к Коломне. На своем автомобиле вы также будете ехать около двух часов.

#10#

Что еще стоит помнить, посещая Коломну? Наверное, все это время не стоит забывать об огромном значении этого города для всей нашей страны. Как знать, какой была бы сейчас карта границ, если бы в свое время Коломна не встала на защиту своей земли? Сколько испытаний выпало на долю жителей этих мест! И сегодня, глядя на умиротворяющий пейзаж, порой сложно поверить в реальность некоторых ужасных событий прошлого. Не так ли куется истинная духовность? В нелегких испытаниях, войнах и набегах врагов, в смутах и страшном кровопролитии? Даже сегодня на улицах Коломны можно почувствовать силу этого города. Его особенный статус, его невероятную и потрясающую воображение историю.

Автор Виктор Мордвинов, специально для www.nice-places.com

Метки:АрхитектураВо второй части рассказа о Коломне мы осмотрим территории, прилегающие к кремлю – это улицы Зайцева и Красногвардейская, а также участок улицы Октябрьской Революции от реки Коломенки до Советской площади. Этот район по праву можно назвать Старой Коломной, так как здесь кроме кремля сохранилась и некоторая историческая жилая застройка вместе со старинными храмами.

image

Начнём мы нашу прогулку по Старому городу с Красногвардейской улицы.

image

Здесь можно увидеть довольно интересные жилые дома разной этажности и годов постройки. Сама улица тянется практически параллельно главной транспортной магистрали Коломны – улице Октябрьской Революции. Но несмотря на это отдохнуть от шума проезжающего транспорта здесь нельзя – дорога мне показалась такой же оживленной. На пересечении улиц Красногвардейской и Комсомольской находится храм Вознесения Господня. Здание храма и колокольня были построены в 1792-1799 годах в Кузнечной слободе на средства прихожан. Проект церкви предположительно принадлежит М.Ф.Казакову или его ученикам. Богослужение было прекращено в 1930-х годах и возобновлено только в 1996 году. Встречаются и дворянские особняки. А это пересечение улиц Красногвардейской и Зайцева. Отсюда видна Ямская (Троицкая) башня кремля и автостанция “Старая Коломна”. Рядом расположен сквер имени Зайцева. В этом сквере установлен памятник-бюст советскому лётчику, полковнику и дважды Герою Советского Союза В.А.Зайцеву (1910 – 1961), который жил в Коломне и в честь которого в 1945 году была названа улица. Из сквера видны купола Успенского собора, находящегося на Соборной площади в кремле. На улице Зайцева, относящейся к бывшему городскому посаду, также сохранилась историческая застройка XIX века. Небольшую площадку рядом со сквером занимают различные деревянные горки и качели. До 1945 года улица Зайцева называлась Плашкоутная, так как выходила к плашкоутному (понтонному) мосту через Москву-реку. Но это название она получила только в 1921 году, до которого она называлась Владимирской, так как являлась началом дороги из Коломны во Владимир. Далее улица Зайцева спускается к Москве-реке, которая протекает вдоль границы города. Через реку переброшен разводной пешеходный мост, по которому осуществляется связь города с Богородице-Рождественским Бобреневым монастырём. Вид в сторону устья Москвы-реки – за виднеющимся железнодорожным мостом Рязанского направления Москва-река впадает в Оку. Справа на берегу реки – гостиница. Коломна является единственным городом Подмосковья, где есть трамвай. Трамвайное движение в городе было открыто в 1948 году. Вид на улицу Толстого: По территории города протекает небольшая речка Коломенка, которая впадает в Москву-реку. А это автомобильный мост через Коломенку. Находится он совсем недалеко от памятника Дмитрию Донскому. Как видно, движение по мосту было временно ограничено из-за его ремонта. Рядом с мостом и на берегу реки Коломенки находится Коломенский центр конькобежного спорта, построенный в 2006 году. Здесь же и стадион, располагающийся практически возле слияния Москвы-реки и Коломенки. Современное здание храма Михаила Архангела было перестроено в 1828-1833 годах по проекту архитектор Ф.М.Шестакова из находившегося на этом месте каменного храма в стиле классицизма. С 1930-х годов и до 2007 года в здании храма находился городской Краеведческий музей. В 2007 году храм был передан верующим, началась реставрация и тогда же возобновились богослужения. В 2008 году храм был вновь торжественно освящён. Площадь Двух Революций, которая в настоящее время примыкает к улице Октябрьской Революции, сформировалась в XVIII веке, как торг на Рязанской дороге. Своё современное название она получила в 1927 году в память жертв двух революций – 1905 года и ноября 1917 года. Здесь в 1958 году был установлен обелиск Борцам двух революций (архитетор Н.П.Поликарпов). Рядом с памятником находится храм Иоанна Богослова. Изначально деревянная церковь на этом месте существовала уже в XVI веке. В начале XVIII века здание сгорело, и было принято решение о строительстве на этом месте нового каменного здания. Работы начались в 1733 году, однако вследствие пожара в городе в 1739 году их пришлось приостановить. Строительство было завершено в 1756 году. В 1810-1828 годах храм был немного перестроен и заново расписан. В 1826-1846 годах была построена новая пятиярусная колокольня в стиле ампир, высота которой достигает 67 метров. После реконструкции в 1848 году храм был заново освящен. В 1930 году богослужения в храме были прекращены и возобновлены только в 1996 году. К храму Иоанна Богослова примыкают торговые ряды. Здесь же находится и единственный подземный переход в городе через довольно оживлённую улицу Октябрьской Революции. В 1926 году на площади Двух Революций был установлен памятник В.И.Ленину по проекту скульптора С.Д.Меркурова. Ворота со стороны улицы Октябрьской Революции ведут в усадьбу Лажечниковых (вторая половина XVIII века): Окончание улицы Зайцева на площади Двух Революций: Теперь мы пройдемся по главной транспортной магистрали города и самой длинной улице Коломны – улице Октябрьской Революции. Фото, с которого начинается этот пост, было также сделано на этой улице. Она начинается на въезде города со стороны Москвы и заканчивается у моста через Оку. Здесь, в районе Старой Коломны, на улицу выходят фасады городских особняков XIX века. Улица получила своё современное название в октябре 1921 года к празднованию 4-летней годовщины Октябрьская революция. В 1918-1921 годах называлась Красной улицей, поскольку на ней размещался штаб “красной гвардии”. С конца XVIII века называлась Астраханской улицей, а до того — Большой Московской, так как улица являлась частью тракта Москва-Астрахань. Где-то около Советской площади, одной из трёх главных площадей города, район Старой Коломны заканчивается. Здесь на Советской площади находятся уже современные (или почти) постройки – и торговый центр, и администрация, и гостиница. Основной ансамбль площади был сформирован в начале 1980-х годов. Один из двух Макдональдсов в городе: Торговый центр “Глобус”: Доминантой Советской площади является 16-этажная гостиница “Коломна”. Здание гостиницы было построено в 1981 году. Как и полагается, на Советской площади расположено здание администраций городского округа Коломна и Коломенского района. Здание администрации, изначально предназначавшееся для Горсовета, было построено в 1980 году. Остатки советского прошлого: Далее мы направляемся в Мемориальный парк. Продолжение следует… Читайте также в этом цикле репортажей: Коломна, ч.1 – Кремль Коломна, ч.2 – От кремля до Советской площади Коломна, ч.3 – От Мемориального парка до железнодорожной станцииГород расположен у впадения реки Москвы в Оку, в 114 км (по железной дороге) к югу от Москвы.

История города

Город Коломна впервые упоминается в 1177 (6685) в Лаврентьевской летописи как пограничный пост Рязанского княжества и торгово-ремесленный центр. Когда во второй четверти XII века Киевская Русь окончательно распалась и образовались самостоятельные княжества и земли, на территории современного Подмосковья пытались закрепиться сразу несколько соперничавших княжеств. Для закрепления низовий Москвы-реки и прилегающего течения Оки рязанские князья построили города Ростиславль (упомянут в 1153 г.) и Коломну. 1177 год — условная дата, так как город упомянут как существовавший. Предположить точную дату основания города помогают найденные при раскопках вещи, которые хорошо датируются. Выяснилось, что самые древние городские находки датируются серединой XII в., то есть интервалом между 1140 и 1160-м годами. Таким образом, город до своего попадания в историческую хронику существовал уже около четверти столетия. В конце XII—XIII вв. Коломна была центром удела в составе Рязанского княжества. В 1301 году Коломну захватил московский князь Даниил Александрович, успешно вмешавшийся в противоборство рязанских князей. Это была первая территория, присоединённая к Москве. В 1340 Иван Калита завещал Коломну сыну своему, Симеону. В 1358 город отошёл к Дмитрию Ивановичу; во время его правления Коломна стала значительным торговым центром. В середине XIV в. была учреждена коломенская епархия; коломенские епископы пользовались расположением московских князей. В 1385 Коломну неожиданно захватил рязанский князь Олег Рязанский. Город был возвращён Москве лишь через несколько лет, при содействии Сергия Радонежского. На рубеже XIV и XV веков Коломна — самый богатый после Москвы город Московского княжества. «Сей город сделался истиной столицей великого княжения и многолюдной и шумной» — описывает историк Н. М. Карамзин Коломну 1433 года. В это время в ней жил Василий II, получивший звание князя коломенского, сосланный из Москвы в результате борьбы за великокняжеский престол удельным князем звенигородским Юрием. Коломна служила центром объединённых сил, сочувствовавших великому князю в его политике «собирания Руси». Многие жители покинули Москву, отказавшись служить князю Юрию, и направились в Коломну. Улицы Коломны были запружены подводами, город на некоторое время превратился как бы в столицу Руси почти со всем административно-хозяйственным и политическим штатом. В 1525—1531 годах был сооружён мощный каменный кремль, после чего стратегическое значение Коломны возросло (до этого город обладал лишь непрочными деревянными укреплениями). Кроме строительства каменных стен, на территории кремля были размещены гуляй-башни, которые встраивались в стену в случае её разрушения. После строительства каменных стен, врагам ни разу не удавалось взять приступом Коломенский кремль. С 13 по 17 мая 1722, держа дорогу на Астрахань, в Коломне побывал Пётр I. Спустя год в городе была основана духовная семинария, а в 1730 был опубликован первый герб Коломны. К 1775 относится пребывание Екатерины II в городе, и вскоре (в 1778) в Коломну был послан архитектор М. Ф. Казаков для составления генерального плана города, который был утверждён 16 мая 1784. В 1781 Коломна стала уездным городом Московской губернии. В 1862 году соединена железной дорогой с Москвой, что явилось толчком к развитию промышленности в Коломне: 1863 стал годом основания коломенских паровозостроительного и машиностроительного заводов. Паровозостроительный завод образовался из мастерских, предназначенных для сооружения железнодорожного моста через Оку. В том же году Коломна обрела земскую больницу; в 1864 был открыт мост через Оку, таким образом железнодорожное сообщение было продлено до Рязани. Рабочие коломенских заводов принимали активное участие во всеобщей политической стачке 1905. Советская власть в Коломне провозглашена 26 октября (8 ноября) 1917. В 1918—1919 большевики в Коломне начали разграбление церковного имущества «на военные нужды». В первую очередь разграблению подверглись монастыри и Успенский собор. В 1924 была закрыта первая церковь — Всех Святых в Боброве. Позднее она была снесена. В 1929 был закрыт Успенский собор. В 1930 закрыли храмы Старо-Голутвина монастыря «Чтобы бывшие церкви не напоминали о своём начальном предназначении, их лишали главных признаков храма — колокольни и куполов». В 1930-е годы были разрушены колокольни церквей Николы на Посаде, Николы Гостиного, Рождества Христова и других. «Массовое закрытие городских храмов совпало с пиком сталинских репрессий. Поэтому, когда храмы закрывались, причты их подлежали аресту». За годы Советской власти в результате социалистических преобразований Коломна превратилась в крупный промышленный, научный и культурный центр. В Коломне кроме вышеперечисленных заводов успешно работали мебельная и швейная фабрики, заводы шиноремонтный и резинотехнических изделий, промышленности стройматериалов и пищевая. В Коломне расположены научно-исследовательский тепловозный институт, институт мелиорации и техники полива, педагогический институт, машиностроительный и сельскохозяйственный техникумы, медицинское и музыкальное училища. “Однако Коломна, тем не менее, оставляла безрадостное впечатление при взгляде на громаду запорошенного цементом полуразрушенного Троицкого храма в Щурово, на черные дыры заброшенного архиерейского дома или наглухо заколоченные двери Успенского собора. ” «К началу Великой Отечественной войны на территории города остались только две действующие церкви — Богоявленская в Гончарной слободе и Петропавловская кладбищенская. Последняя закрылась в 1943». В годы Великой Отечественной войны Коломна стала центром формирования артиллерийских частей и соединений. Кроме того, в городе и окрестностях были созданы стрелковые соединения, отряды народного ополчения и другие части. Все предприятия Коломны, располагавшие станочным оборудованием, наладили выпуск снарядов для самых различных типов орудий. На полях Подмосковья сражались коломенские бронепоезда, которые был построены на машиностроительном заводе и укомплектован рабочими этого завода. 11 апреля 1942 года Постановлением Государственного комитета обороны СCСР создано Специальное конструкторское бюро гладкоствольной артиллерии Наркомата Вооружения. Начальником СКБ назначен был Борис Иванович Шавырин, создатель ряда образцов миномётного и других видов вооружения. В рядах Советской армии, на флотах, в авиации, в истребительных батальонах и отрядах народного ополчения сражались тысячи коломенцев. Многие из них удостоены высоких наград, а более чем 30 воинам присвоено здание Героя Советского Союза. В битвах за честь, свободу и независимость нашей Родины пали смертью храбрых свыше 10 тысяч коломенцев. Вечная им память. В восстановлении и развитии промышленности, строительства и культуры с 1945 Коломна достигла больших успехов. Были восстановлены и возобновили свою работу все промышленные предприятия города. Весной 1948 года заложен парк Коломзавода, получивший название парка Мира. На площади 30 га высажены тысячи деревьев и кустарников различных пород. Парк является местом отдыха многих жителей. 5 ноября 1948 г. состоялся первый пуск трамвая по линии Коломна-Голутвин протяжённостью 5 км. Ныне трамвай является основным видом транспорта, ходит по 10-ти маршрутам и перевозит в день около 100.000 пассажиров. В 1953 году в Коломне газифицировано первых 100 квартир, проложено 5 км подземного газопровода. В настоящее время город в основном газифицирован. Кроме жилых домов, экологически чистый вид топлива получили многие промышленные и бытовые предприятия. Коломна ежегодно потребляет около 400 млн м³ газа. 1 октября 1959 года в Коломну из Москвы пришла первая электричка, заменившая паровозную тягу. Начиная с 60-х годов ХХ века Коломна становится городом-новостройкой. С 1961 года в городе начинается строительство многоэтажных крупнопанельных жилых домов с введенного в действие Коломенского домостроительного комбината. Шаг строительства жилых домов составлял 40-50 тысяч м² жилья. Кроме жилья в городе строились объекты социально-культурной сферы. Появился новый комплекс зданий сельскохозяйственного техникума, музыкального училища, дворец культуры и спорта с искусственной ледяной дорожкой, кинотеатры «Восток», «Горизонт», «Русь» и многие другие объекты. 4 июля 1977 года Коломна награждена орденом Октябрьской Революции — согласно тексту Указа Президиума Верховного Совета СССР, за большие успехи, достигнутые трудящимися города в хозяйственном и культурном строительстве, отмечая заслуги в революционном движении и в связи с 800-летием со дня основания.

Официальные представительства

http://www.kolomnagrad.ru/

http://www.kolomna.ru/

http://www.kolomnaonline.ru/

Предприятий на портале: 47

Коломенка — река в Московской области России, правый приток Москвы. Длина — 51 км. Ширина Коломенки различна: местами не превышает 4—6 метров, а местами достигает нескольких десятков метров. Площадь водосбора — 383 км². Устье реки находится в 7 км по правому берегу реки Москвы.

Справочные данные
Длина 51 км
Бассейн 383 км²
Исток  
Местоположение Ступинский район
Координаты 55°01′01″ с. ш. 38°19′30″ в. д.
Устье Москва
Местоположение Коломна
Координаты 55°06′32″ с. ш. 38°45′13″ в. д.
Водная система Москва → Ока → Волга → Каспийское море
Страна
  •  Россия
Регион Московская область
Районы Ступинский район, городской округ Озёры, Коломенский район, Коломна
Код в ГВР 09010101812110000024515

Содержание

Течение

Коломенка — узкая извилистая речка, течёт в основном по безлесной местности (небольшие леса есть в верхнем и среднем течении). Бассейн реки характеризуется пологоувалистым рельефом.

Исток реки находится около деревни Оглоблино Ступинского района Московской области. В черте города Коломны Коломенка впадает в реку Москву. На месте впадения расположен Коломенский Кремль, построен Конькобежный центр «Коломна».

Уровень воды в черте города Коломна регулируется плотиной.

Притоки

  • Левые: Санкина, Каменка, Бешенка.
  • Правые: Азаровка, Гнилуша, Вилейка, Репинка.

Населённые пункты

  • На левом берегу: Госконюшня, Чиликино, Лёдово, Шереметьево, Заречный, Новосёлки, Дубенки, Андреевское, Лысцево; районы Коломны: Городище и Запруды.
  • На правом берегу: Орешково, Бардино, Боково-Акулово, Туменское, Грайвороны, Малое Уварово, Гололобово, Ильинское, Лукерьино, Лысцево; районы Коломны: Подлипки и Старая Коломна.

Традиции

  • По традиции коломенцев, жених должен на руках перенести невесту по мосту через Коломенку. Тогда все в их совместной жизни сложится удачно.

Данные водного реестра

По данным государственного водного реестра России относится к Окскому бассейновому округу, водохозяйственный участок реки — Москва от водомерного поста в деревне Заозерье до города Коломна, речной подбассейн реки — бассейны притоков Оки до впадения Мокши. Речной бассейн реки — Ока.

По данным геоинформационной системы водохозяйственного районирования территории РФ, подготовленной Федеральным агентством водных ресурсов:

  • Код водного объекта в государственном водном реестре — 09010101812110000024515
  • Код по гидрологической изученности (ГИ) — 110002451
  • Код бассейна — 09.01.01.018
  • Номер тома по ГИ — 10
  • Выпуск по ГИ — 0

В Рязани в прошлые выходные я оказалась почти случайно и ненадолго. Времени здесь у нас было буквально часа полтора, которых хватило на небольшую прогулку по улицам Радищева, Ленина, Почтовой и Первомайской, да на завтрак. Вернутся сюда, конечно, никогда не помешает, поскольку помимо основных достопримечательностей здесь хватает интересной застройки как каменной, так и деревянной. Рязань. Центр детского творчества Феникс (кон. XIX в) – типичный образец деревянного модерна. Неподалеку отсюда находится т.н. Сад Трезвости, где сохранилось богато украшенное деревянным кружевом здание Летнего клуба Дворянского собрания (1904 г), который я, к сожалению, сняла лишь в темноте. Здание Летнего клуба окружено прекрасной застекленной галереей. Деревянная застройка на ул. Радищева (кон. XIX – нач. ХХ вв). Еще красивый дом оттуда же. В этом здании 1804 г постройки (жилой дом усадьбы) в 1858-1860 гг квартировал в свою бытность губернатором М.Е. Салтыков-Щедрин. Бывшее здание банка С.Живаго (нач.ХХ в) сейчас занято рязанским губернатором. Первая казенная гимназия (1808-1815 гг) – первая гимназия Рязани. Дворянское собрание на Астраханской (1850-1853 гг). Гостиный двор на Астраханской (1784 г, арх. И. Сулакадзев). Памятник рязанскому летописному герою Евпатию Коловрату на Право-Лыбедском бульваре. Ансамбль городских Торговых (Хлебных) рядов (1794 г) сохранил лишь 2 корпуса из 6. Гостиница купцов Штрейтеров на Астраханской (1890 г). Выходим на пешеходную Почтовую улицу. Здесь застройка относительно целостная, но мы уже спешили, потому фотографировали мало. Дом лесопромышленника Масленникова на Первомайской (1887 г). Дом купца Селиванова (кон. XIX в). После завтрака мы отправились к главной цели нашего выезда – в город Коломну. Собственно, про основные достопримечательности этого одного из главных туристических центров Подмосковья можно прочитать здесь. В этот раз нас больше интересовали окраинные районы города – поселок Щурово и Бобренев Монастырь. Грандиозный псевдовизантийский храм Троицы Живоначальной (1880-1890 гг) в коломенском пригороде Щурово видят все, приезжающие в Коломну, но мало кто останавливается рядом. Мы же специально поехали сюда на пригородном автобусе от станции Голутвин (в этот раз мы путешествовали общественным транспортом), но не ради церкви (хотя и она не столь уж неинтересна). Метрах в ста от церкви у синего забора местной части МЧС сохранился краснокирпичный межевой столб 1830-1840-х гг, установленный на тогдашней границе Московской и Рязанской губерний и украшенный резными белокаменными гербами обеих губерний. Мы нашли его быстро, хотя в интернете многие пишут, что им удавалось это даже не с первой попытки. Столб стоит на небольшом возвышении, к нему ведет лестница, которая в эту пору, понятное дело, полностью завалена снегом. Мы, впрочем, легко поднялись к нему по склону, рассмотрели и запечатлели гербы и с некоторым трудом спустились обратно. Межевой столб на бывшей границе Московской и Рязанской губерний (1830-1840 гг). На столбе размещены гербы Московской и Рязанской губерний. Троицкий храм в Щурово (1880-1890-е гг). Он же со стороны апсиды. Вернувшись в Голутвин, сели на трамвай и добрались до исторического центра Коломны. Отсюда по улице Зайцева можно выйти к Москве-реке, через которую перекинут наплавной мост. Не знаю как летом, а зимой он сугубо пешеходный. До Бобренева монастыря отсюда пути около 1 км по хорошей асфальтовой дороге. Монастырь, основанный как и Старо-Голутвин в XIV в на подступах к городу в качестве защитной крепости, сохранил стены кон. XVIII – нач. XIX вв, башенки которых напоминают Старо-Голутвинские (видимо, возведены в то же время). Также здесь можно увидеть два храма: отреставрированный и действующий классицистический Федоровский (1860 г) и пребывающий в стадии реставрации барочный собор Рождества Богородицы (1757-1790 гг). Есть также келейный корпус XIX в, который вроде бы собираются восстановить. Оставшееся по возвращении в город светлое время на прогулку по Посадской улице к самой красивой церкви города – храму Николы Посадского (или  Воскресения Словущего, 1716 г), который я более семи лет назад наблюдала весь в строительных лесах. Сейчас все пять рядов кокошников прекрасно видны – церковь отреставрирована снаружи и передана старообрядческой общине Коломны. Это старообрядцы-поповцы Белокриницкого согласия, потому к туристам здесь относятся лояльно: нас пустили внутрь и разрешили немного понаблюдать за службой. Интерьера как такового не сохранилось (используется только половина объема, на восстановление другой у общины пока не хватает сил), но даже просто беленые древние стены и своды производят сильное впечатление. Торговые ряды I пол. XIX в и колокольня Иоанно-Богословской церкви (1846 г). Пятницкая башня коломенского кремля (1525-1531 гг). Улица Зайцева уводит за Москву-реку к Бобреневу монастырю. Вид из-за Москвы-реки на Ново-Голутвин и Ново-Брусенский монастыри. А вот мы приближаемся к Бобреневу монастырю. Стены и башни монастыря (кон. XVIII – нач. XIX вв). Церковь Федоровской иконы Божией Матери (1860 г). Интерьер у церкви новодельный, но здесь также хранится вот такое интересное старое Распятие. Собор Рождества Богородицы (1757-1790 гг). Возвращаемся в Коломну и идем на посад. Дом мещанина Силаева (сер. XIX в) – типичный пример застройки посада того времени. А вот пример каменной усадьбы коломенского посада XIX в. Наконец-то церковь Воскресения Словущего (или Николы Посадского, 1716 г) можно увидеть во всем великолепии. Теперь здесь проводят службы старообрядцы-поповцы Белокриницкого согласия. Она же со стороны апсид. Для своего времени храм несколько архаичный: этот декор стен и окон – типичное русское узорочье. После этого снова пора было возвращаться в Голутвин, откуда ходят автобусы на Москву, да и обедать, в случае такой необходимости, гораздо лучше здесь: в отличие от насквозь туристического центра Коломны, где все кафе и рестораны рассчитаны на туриста-однодневку, в новом городе кормят быстро, вкусно и за вполне вменяемые деньги.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий