Достопримечательности Палеха и лаковые шкатулки. Продолжаем изучать народные промыслы.

Одна из главных достопримечательностей, которыми знаменита Ивановская область, — Палех. Это небольшой городок, известный во всем мире своей лаковой миниатюрой. Согласно легенде, был основан во времена татаро-монгольского нашествия. После того как орда разграбила и сожгла Суздаль и Владимир, а также иные древние русские духовные и культурные центры, уцелевшие жители, в том числе монахи-иконописцы, бежали в леса. Там они основали новое поселение.

image

Общая информация

Следует начать с того, что Палех — поселок городского типа, а вовсе не город. Численность населения чуть менее 5000 человек. История населенного пункта, как полагают исследователи, началась в IX веке. И вряд ли название города произошло от сожженного леса, поскольку река называется Палешка (а по-старому — Палекша). Есть версия, что эти названия оставили финские племена, которые в древности жили на этой территории.

image

А о том, что местность была заселена задолго до татаро-монгольского нашествия, говорит тот факт, что иногда в этих местах при проведении строительных или земляных работ находят каменные изваяния. Впрочем, серьезных научных исследований таких находок не проводилось.

Есть и другая версия о том, что село принадлежало князьям Палицким (Палецким). Существовало даже удельное княжество Палецкое, в 1390-е годы выделившееся из Стародубского. Но просуществовало оно недолго, поскольку местные князья перешли на службу к московскому князю.

Как бы то ни было, а первые письменные упоминания о Палехе относятся к 1618 году, когда село уже было вотчиной Ивана Бутурлина. Уже тогда оно славилось своими искусными иконописцами, работы которых украшали Московский кремль, Троицко-Сергиеву Лавру и Новодевичий монастырь. Говорят, что две иконы из Палеха были отправлены в подарок великому Гёте, и будто поэт мечтал сам приехать в этот поселок, чтобы увидеть народных художников, способных создавать шедевры, которым позавидовали бы и мастера старой Византии.

После революции жители села стали искать другие способы применения своего мастерства. И вскоре они стали создавать:

  • необычные миниатюры;
  • броши;
  • шкатулки.

К слову, палехская миниатюра, изображающая современные сюжеты, включая спорт, космос и балет, — это, скорее всего, изделия из соседнего села Холуй. Там тоже живут художники, владеющие искусством лаковой миниатюры, но с самого начала местная артель выбрала другую тематику для росписи.

В 1925 году на Всемирной выставке в Париже Россия была представлена и лаковой миниатюрой. Изделия этого народного промысла получили там золотую медаль.

Сегодня Палех и область в целом стараются привлекать больше туристов. Действительно, добираться сюда стало проще. Чтобы доехать из Москвы, лучше всего сесть на автобус, идущий до Южи. Из Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода лучше ехать по железной дороге до станции Шуя. От нее до Палеха 32 км, есть регулярное автобусное сообщение.

Достопримечательности Палеха

Все, кто слышал про город Палех Ивановской области, в первую очередь хотят посетить музей палехского искусства. Как и в любой другой музей в этом поселке, сюда можно приходить с детьми, поскольку для ребят здесь предусмотрены специальные программы, включающие даже мастер-классы.

Но для начала стоит познакомиться с городом в целом. Знакомство чаще всего начинают с улиц Ленина и Баканова, поскольку там находятся основные достопримечательности. Главное же украшение центра поселка — это белоснежный Крестовоздвиженский храм. Вокруг него еще в начале ХХ века были построены двухэтажные каменные дома. Но в поселке сохранилось немало красивых деревянных домов с резными наличниками, которые и создают особую атмосферу: кажется, что здесь остановилось время.

Из памятников деревянного зодчества стоит посмотреть Дом культуры, построенный еще до войны, но в характерном сталинском стиле, и старинную пожарную каланчу.

Помимо описанных ниже музеев, стоит посетить Дом ремесел, где посетителям предлагают не только познакомиться с историей резьбы по дереву или ивановской вышивки, но и поучиться этим ремеслам. Проводятся мастер-классы по:

  • плетению ковриков;
  • лоскутному шитью;
  • резьбе по дереву.

Здесь часто устраивают костюмированные праздники. Особенно любят музей дети, ведь здесь можно примерить красивый кокошник или настоящие лапти, да еще и сфотографироваться в таком костюме!

Лучше всего приезжать в августе, когда здесь проходит арт-фестиваль «Яблочный спас», или уже в конце сентября, когда проводится ярмарка «Палех — город мастеров».

Государственный музей искусства

Это главная достопримечательность городка. Хотя палехская лаковая миниатюра — явление относительно новое, коллекция музея впечатляет. Открылся он в 1935 году, к 10-летнему юбилею палехской миниатюры. Немало поспособствовал этому писатель Максим Горький, который очень ценил искусство местных художников.

Итак, Палех — это целый музейный комплекс, в состав которого входит сразу несколько музеев — иконописи, лаковой миниатюры, мемориальные (то есть посвященные самым знаменитым художникам — И. И. Голикову, Н. В. Дыдыкину, П. Д. Корину и Н. М. Зиновьеву). Многие считают самой интересной частью музей лаковой миниатюры.

Действительно, в его фонде насчитывается более 7000 экспонатов, причем в основном изготовленных в советские времена, когда артель регулярно поставляла музею лучшие работы. В 1980-е годы поставки сократились.

В 1990-е годы, когда возник бум на палехскую роспись, одну брошь можно было продать чуть ли не по цене дома. А вот в музей новые экспонаты практически не поступали. Потом бум через четыре года пошел на спад, но в любом случае современная роспись в музее представлена слабо.

Обязательно в этом комплексе стоит посетить музей иконы. Он считается сравнительно молодым, поскольку был открыт в 2014 году. К слову, многие художники старой школы жалуются, что талантливая молодежь больше не хочет работать с миниатюрой, предпочитая иконопись: это занятие приносит больше денег. Тем не менее, если посмотреть экспонаты в музее, то становится ясно, что палехский стиль иконописи оставляет мастеру достаточно пространства для творчества и самовыражения.

Палехская икона — это всегда множество мелких деталей, причем всегда очень тщательно прописанных. А еще она отличается смелой композицией. По традиции палехские мастера полностью пишут все детали — от лика и фигуры святого до элементов пейзажи и архитектуры. При этом фигуры святых у палехских живописцев всегда имеют очень естественную пластику.

Туристам наверняка будет интересно посмотреть, как собирают палехские иконостасы. В чем-то этот процесс напоминает сборку пазлов, поскольку они состоят из множества готовых деревянных деталей, и в одном иконостасе их может быть более тысячи. Если же иконостас будут украшать объемные фигуры, их сначала делают из промышленного пластилина — это тоже очень интересный процесс.

Дом Ивана Голикова

Это был первый мемориальный музей Палеха, поэтому он заслуживает особого внимания. К тому же это дом-музей Ивана Голикова, который справедливо считается не только основоположником палехской лаковой миниатюры, но и самым ярким художником Палеха той эпохи. Кстати, родился Иван Голиков в Москве, а в Палех его семья перебралась, спасаясь от голода 1891−1892 годов, который добрался и до больших городов.

Голиков происходил из семьи иконописца, так что он продолжил семейную традицию. После революции он какое-то время пробовал себя в качестве театрального художника, но в 1921 году ему пришла мысль расписать шкатулку из папье-маше в традиционном палехском стиле. Эту работу он показал руководству Кустарного музея. Шкатулку увидели влиятельные искусствоведы, и вскоре была создана Артель, которая и стала заниматься палехской лаковой миниатюрой. Именно работы Голикова и его единомышленников были представлены на Всемирной выставке.

В доме-музее Ивана Голикова представлены не только его личные вещи, но и уникальные старинные фотографии, рассказывающие о Палехе и о работе артели. Там можно получить представление о процессе создания знаменитых палехских шкатулок, посмотреть на раритетные инструменты, принадлежавшие художнику.

Гордость музея — подарочное издание книги «Слово о полку Игореве», иллюстрации для которой были созданы Иваном Голиковым. Книга вышла в 1934 году, так что сегодня это раритет. Кстати, именно Максим Горький настоял на том, чтобы все иллюстрации к ней были выполнены Голиковым, а не несколькими художниками, как планировалось изначально. Художник не только создал иллюстрации, но и вручную написал весь текст.

Крестовоздвиженский храм

Эта церковь была построена по проекту архитектора Е. Дубова в 1762—1764 годах. Здание получилось необычным, поскольку оно соответствует по форме древнерусским церквям, но в то же время очень близко к популярному в ту эпоху стилю барокко.

Интересно, что на месте строительства храма уже стояла одноименная деревянная церковь, но до наших дней сохранилась только каменная. Точнее, она построена из кирпича, побеленного по обмазке. В определенном смысле храму повезло: его не уничтожили после революции, а передали в состав музея палехского искусства. Благодаря этому, интерьер, росписи и иконы практически не пострадали от времени. Они были бережно отреставрированы и в целом сохраняют оригинальный стиль.

Затем храм опять был передан Церкви, и с 2012 года он имеет статус кафедрального собора.

Рубрики Это интересно

  • Куда пойти в Сочи с детьми: парки, дельфинарии, аквапарки, квесты с ценами, фото и отзывами отдыхающих
  • Курорты Туапсе: ТОП лучших мест для отдыха с ценами в 2021 году
  • Отдых в Лазаревском 2021: обзор лучших мест для жилья и развлечений с ценами, фото и отзывами
  • Жилье в Адлере: обзор лучших вариантов для отдыхающих в 2021 году с ценами, фото и отзывами
  • Экскурсии в Краснодаре: лучшие предложения для гостей города с ценами, фото и отзывами

Как сложился миф о палехском стиле

Павел Баженов. Пластина «На страже границ СССР». 1935 годГосударственный музей палехского искусства

Палехская миниатюра известна на весь мир и существует почти сто лет. Но на са­мом деле этой художественной тради­ции несколько веков. Палех стал центром иконописного про­мысла еще в XVII веке; палехская икона до револю­ции была не менее знаме­ни­та, чем палехская шкатулка сегодня, и эти два вида искусства состоят в прямом родстве. В 1924 году, через семь лет после револю­ции, палехские потомствен­ные иконописцы придумали, как применить свое мастерство и сохранить древ­нерусскую художе­ст­венную традицию в новой, атеисти­ческой культуре. Масте­ра Иван Баканов, Иван Вакуров, Иван Голиков, Александр Котухин, Иван Мар­ки­чев и искусствоведы Анатолий Бакушинский и Александр Глазунов создали палехскую Артель древней живописи и пере­несли иконопис­ные стили в лако­вые миниатюры  Похожим образом поступили мастера Холуя и Мстёры, но, хотя эти три центра лаковой миниатюры часто ставят в один ряд, каждый из них самобытен. Палех — родоначальник художественного стиля и уникальных автор­ских произведений в миниатюре, монумен­таль­ном искусстве, книжной графике, сцено­графии и украшении фарфора. Холуй и Мстё­ра занимаются исключительно лаковой ми­ниатюрой. Холуй в своих композициях более лаконичен и ориен­тирован на массовое копи­рование с образцов; там был создан жанр миниатюр­ного пейзажа. Мстёра любит реали­стичную живопись, полностью заполняет чер­ный фон и предпочитает теплый золоти­стый или голубовато-серый цвето­вой тон.. Разумеется, советская власть не называла палехских худож­ников наследниками многовековой тради­ции, для нее искусство Палеха стало народным промыслом, а художники — кре­стьянами. Навязанная идеологией «народ­ность» диктовала сюжеты и их вос­­приятие: в любом событии, будь то полет в космос или уборка урожая, виделась чудесная сказка. В постсовет­ской мифологии многообразное искус­ство Палеха — это «агитлак», массовое производство изделий с советской сим­во­ликой и тематикой. А на самом деле миниатюры палехской Артели древней живописи писались на веч­ные сюжеты вроде «Жнитвы» или «Поце­луя» и от­правлялись на экспорт. Запад, впервые увидев­ший палехское искус­ство на вы­ставке в Венеции в 1924 году, с тех пор исправно заказывал шкатулки и ждал не агитлака, а аполитичных сюжетов. Революцион­ная же тематика произведе­ний была в основном ситуативной: шка­тулки создавались к все­союз­ным вы­ставкам или как эксклюзивные подар­ки партийному руководству. Напри­мер, одна из самых интересных композиций с совет­ской тематикой — пластина  Пластина — интерьерное украшение из папье-маше

. Павла Баженова «На страже границ СССР» 1935 года.

Как палехская миниатюра наследует иконописи

1 / 2 Четырехчастная икона со святыми на полях. Палехские письма. Вторая половина XVIII века 2 / 2 Павел Баженов. Чурило Пленкович. Шкатулка. 1934 год

Каждый мастер Палехской артели в лаковой миниатюре применял свой люби­мый иконописный стиль, отсюда разнообразие нового искусства. В произведе­ниях Ивана Вакурова — явные традиции новгородского стиля XV века. В компо­зициях Ивана Голикова, Александра Котухина и Дмитрия Буторина — строга­новской школы XVII века. В работах Ивана Маркичева, Ивана Баканова можно на­йти традиции фресок Спаса на Нередице, Андрея Рублева, мастеров Костро­мы и Ростова XVII века. Аристарх Дыдыкин идет от традиций школы Симона Ушакова и палехского стиля XVIII века; Иван Зубков — от фряжского письма конца XIX века. Стилистические особенности разных иконописных стилей луч­ше всего видны в изображениях горок, деревьев и архитектуры. А вот изо­бра­жения людей и коней подверглись большей трансфор­мации, потому что авто­ры следовали сюжетам и композиционным задачам XX века.

1 / 2 Михаил Зиновьев, Василий Маркичев. Икона «Минеи с Воскресением и страстями Господними». XIX век 2 / 2 Иван Голиков. Бисерница с росписью «Битва». 1926 год

Размер бисерницы — всего 4 на 5 см.

Дореволюционный Палех славился иконами миниатюрной, или, как их на­зывали, мелочной, работы. Это были небольшие молельные иконы на сюжеты миней  Минея (от греч. «длящийся месяц») — книга с текстами для церковного или домашнего годового богослужения., двунадесятых праздников, мелкие житийные иконы, компо­зиции с изображением иконостасов. Особенностью этого типа икон было со­хра­­нение чистоты и строгости канона, ювелирная тщательность письма, вир­туозная иконописная техника, но глав­ное — на небольшой поверхности икон­ной доски размещалось множество тонко прописанных композиций или обра­зов. Это умение — одна из основ палехского стиля. Мастера распи­сывали кро­шечные бисерницы и броши, умещая на них былинные сюжеты со множе­ством героев.

1 / 2 Акафист святителю Николаю. Клеймо «Спасение утопающих». Палехские письма. Середина XVIII века

Клеймо — это сюжетно и композиционно самостоятельная часть иконы.

2 / 2 Иван Зубков. Портсигар c росписью «Из-за острова на стрежень…». 1927 год

Иконография палехских акафистов дала много вариантов изобразительных реше­ний для самых разных пространств и сюжетов: море, горы, здания внутри и снаружи, народ на городской площади, одинокий путник в лесу или пустыне. Художники заимство­вали эти иконографические решения и развивали их коло­­ристи­чески и пла­сти­чески для решения новых задач.

1 / 2 Икона «Великомученица Варвара». Палехские письма. Вторая половина XVIII века 2 / 2 Дмитрий Буторин. «У лукоморья дуб зеленый…»

Палехские мелочные иконы отличаются очень сложной композиционной струк­турой со множеством мини-сюжетов в одной иконе и четким центром композиции. Например, этот принцип использует художник Дмитрий Буторин в миниатюре «У лукоморья дуб зеленый…». Он строит композицию по кано­ну: в центре оказывается Пушкин, записы­вающий сказки кота, а все остальные груп­пы персонажей с композиционной точки зрения подчиняются этому центру.

1 / 2 Икона «Всех скорбящих радости». Палехские письма. Первая половина XVIII века 2 / 2 Иван Баканов. Шкатулка с росписью «Палех». 1934 год

Основой палехского лакового искусства стала сложная живописная техника плавей, тоже сохраненная из иконописи. В этой технике прозрачные краски разных тонов наносятся в несколько слоев, каждая плавь отвечает за свой участок рисунка. В иконах таким методом прописывали лики. В результате переходы от темного к светлому незаметны, а резкие белильные движки, завершающие работу над изображением, придают ему динамичности.

1 / 2 Икона «Покров Богоматери». Палехские письма. Середина XIX века 2 / 2 Александр Котухин. Шкатулка с росписью «Сказка о царе Салтане». 1946 год

В палехской иконе живопись органично соединялась с золотыми фонами. Золо­том расписывали пробела одежд  Пробел — прием иконописи и палехской жи­вописи, с помощью которого достигается ощу­­щение объема фигур; штрихи, написан­ные белилами, золотом или краской в не­сколь­ко слоев., узорочье решеток, занавесей, риз. Роспись золотом используется и в лаковой миниатюре, решая самые разные декоративные задачи (это еще одно существенное отличие Палеха от других центров лаковой миниатюры — Холуя, Мстёры и Федоскина).

1 / 3 Акафист Спасителю. Икона палехского письма. Конец XVIII века

На тыльной стороне иконы есть подписи авторов — Ивана Балякина и Никиты Буторина.

2 / 3 Иван Маркичев. Шкатулка с росписью «Жнитво». 1925 год 3 / 3 Иван Маркичев. Шкатулка с росписью «Жнитво» (фрагмент). 1925 год

Иконопись не предполагает сохранения имени художника, но имена иконо­писцев из династий Сафоновых, Кориных, Каурцевых, Париловых, Балякиных, Бакановых, Першиных, Белоусовых, Зубковых были известны по всей России. Дело в том, что, в отличие от Холуя и Мстёры, Палех производил не так много мелкой, «расхожей» иконы, требующей быстрого сбыта. Основной доход прино­сили качественно написанные дорогие иконы по старым подлинникам, служившим руководством по иконописанию, но не ме­шавшим «свободному художеству». Их писали в сравнительно небольшом количестве. Лучшие ма­стера подписывали иконы и иногда — подготовительные рисунки к ним. Такая подписная икона особенно ценилась. Имя ставилось, конечно, на тыльной стороне доски. Новое искусство дало возможность художникам подтвер­ждать уникальность своих произведений подписью на лицевой стороне в правом нижнем углу.

Какие еще истоки у палехской миниатюры

1 / 3 Бахрам Гур на охоте. Персидская миниатюра. XVI век 2 / 3 Иван Балякин и Никита Буторин. Акафист Богородицы. Клеймо «Путешествие волхвов» (правая сторона). Палехская икона. Конец XVIII века 3 / 3 Иван Вакуров. Охота на оленя. 1925 год

В поисках нового изобразительного языка бывшие иконописцы обращались к книгам по японскому, персидскому и античному искусству из библиотеки искусствоведов Анатолия Бакушинского и Александра Глазунова. Так, из пер­сид­ской миниатюры пришла идея изображать сцены охот и битв. Но это не пря­мое повторение: колорит остался традиционным, а фигуры лошадей выполнялись в традиции новгородской иконы, в светлых и темных силуэтах и разнообразными по цвету — белыми, черными, киноварными, синими и желтыми.

1 / 2 Рафаэль Санти. Встреча Иакова с Рахилью. Фреска лоджии Рафаэля в Ватикане. 1519 год 2 / 2 Иван Голиков. Шкатулка с росписью «Встреча». 1924 год

После создания Артели древней живописи по просьбе Максима Горького палех­ским художникам подарили целую библиотеку художественных альбомов, в том числе с рабо­тами мастеров европейского Возро­ждения. Произведения итальянских худож­ников стали для бывших иконописцев источником вдохно­вения и сюжетов. Например, «Встреча» Ивана Голикова — это пара­фраз фрески Рафаэля Санти «Встреча Иакова с Рахилью». 

Курс создан при поддержке правительства Ивановской области и приурочен к празднованию ее столетия в 2018 году Россия > Ивановская область > Палехна весь экран

История Палеха уходит в глубокую древность. Название угро-финского происхождения. В 1628 году Палех был пожалован Ивану Матвеевичу Бутурлину «за московское осадное сидение королевичево». Село принадлежало роду Бутурлиных до 1861 года.

Вся история села связана с живописью: Палех — один из старейших русских иконописных промыслов. С XVIII века говорят о палехском стиле иконописи — с особо тонким исполнением темперными красками с добавлением золота. В XIX — начале XX вида традиционная иконопись не выдерживает конкуренции с появившейся светской живописью, а после революции 1917 года спрос на иконы падает, и палехские художники находят выход — в 1924 году была основана артель древней живописи, которая переходит к лаковой живописи на папье-маше — шкатулках, ларцах и т. п. С 1936 года открыто художественное училище. Яркая живопись на черном (реже — красном и синем) фоне является сейчас одним из самых узнаваемых русских народных промыслов.

Палехскую лаковую миниатюру знают и ценят во всем мире. По всему свету разошлись прекрасные в своей изысканности и утонченности ларцы и шкатулки, панно и футляры, броши и пудреницы, портсигары и коробочки. Сегодня они демонстрируются в выставочных залах музеев, составляют гордость частных коллекций и просто используются в утилитарных целях, украшая быт их владельцев.

Рядом:

Достопримечательности Палеха

  • всё
  • музеи
  • религия
  • интересное
Музей палехского искусства ” class=”link_external” /> Отдел лаковой миниатюры «Cоветский Палех» Государственного музея Палехского искусства открыт 13 марта 1935 года во время празднования десятилетнего юбилея «Артели древней живописи». Основу коллекции отдела лаковой миниатюры составляют лаки и графика мастеров Палеха, работы по росписи фарфора, эскизы стенописи, лаковые монументальные панно, книжная графика, коллекция западноевропейской живописи XVI — XIX в… N56.80095 E41.85242 
Крестовоздвиженская церковь ” class=”link_external” /> Храм (1807) с шестиярусным иконостасом, расписанным палехскими мастерами. Храм довольно интересен своей архитектурой, фресками и иконостасом. Иконостас выполнен довольно изящно и покрыт позолотой. Фрески поражают живостью и насыщенностью красками, но некоторые фрески находятся в плохом состоянии, особенно в боковых приделах… N56.80224 E41.85628 
Знаменская церковь в селе Красном ” class=”link_external” /> Расположена у въезда в село, на склоне холма над шоссе Шуя — Палех, на месте существовавшего здесь с XVII в. погоста с деревянной церковью. Возведена из кирпича в 1804 г. на средства помещика П. Н. Бутурлина. Возможно, в 1-й четверти XIX в. были пристроены паперть и портики с севера и юга. Вероятно, тогда же сооружены ажурная металлическая ограда на кирпичных столбах и парадные южные ворота… N56.82493 E41.81568 
Художественный салон ” class=”link_external” /> Выставка-салон расположена в здании библиотечно — информационного центра. N56.80050 E41.85264 
Дом-музей И. И. Голикова ” class=”link_external” /> Дом-музей Ивана Ивановича Голикова — одного из первых художников, работавших в жанре лаковой миниатюре, основателя Артели древней живописи в 1924 году. Музей располагает своеобразной экспозицией, представляющую обстановку и особенности дома палехского художника. Открыт в 1961 г. Расположен в центре посёлка, это деревянный рубленый дом с резным крыльцом, декоративными ставнями, с кружевными косицами у крыши… N56.80168 E41.85247 
Дом-мастерская Н. В. Дыдыкина ” class=”link_external” /> Дом-мастерская Н. В. Дыдыкина — также уроженца Палеха, скульптора, автора памятнику Пушкину на Мойке в Петербурге. В музее экспонируется большая коллекция скульптурных работ Н. В. Дыдыкина. Музей-мастерская ленинградского скульптора, заслуженного деятеля искусств РФ Н. В. Дыдыкина была открыта 12 декабря 1978 г… N56.80287 E41.85501 
Дом-музей П. Д. Корина ” class=”link_external” /> Дом-музей Павла Дмитриевича Корина — художника, происходившего из семьи потомственных палехских иконописцев, но получившего известность в основном за свои портреты, к собственно палехскому стилю не имеющие отношения, а также ставшему одним из самых известных советских реставраторов Музей открыт в 1974 году… N56.80683 E41.85704 
Ильинская церковь ” class=”link_external” /> Кирпичная церковь, построена в 1790 г. как кладбищенская. Построена из кирпича на месте прежней деревянной. Первоначальная тесовая кровля и зеленые черепичные главки заменены на кровлю по кованым стропилам и железное покрытие глав. Характерный для данного региона небольшой приходский сельский храм, в композиции объемов и деталях которого ощущается влияние архитектуры второй половины XVII века… N56.79937 E41.85928 
Дом-музей Н. М. Зиновьева ” class=”link_external” /> Дом-музей Николая Михайловича Зиновьева — палехского художника советского времени, который после 1917 года вернулся в свою деревню и пахал землю, а в 1926 году вступил в Артель. Все предметы находящиеся в доме напоминают о семье художника, её быте и деревенском, исконно русском укладе жизни. В доме-музее Н… N56.81915 E41.82641 
Кружевная изба К. Муратова ” class=”link_external” /> Кружевная изба К. Муратова в селе Соймицы Ивановской области. Декор сделан в 1960—1962 гг. Мастер, создавший этот ажурный дом — Муратов Константин Кузьмич, житель села Соймицы, соседнего с Пестяками Палехского района. Изготовленные его руками наличники, карнизы, фронтоны, фризы украшают не один десяток домов округи… N56.87229 E42.21805 

Полезная информация

  • всё
  • гостиницы
  • общепит
  • вокзалы
Гостиница «Ковчег» ” class=”link_external” /> Расположена в центре поселка. Семь двухместных номеров. Номера со всеми удобствами (от 50 у.е. с учетом завтрака), кафе. Хорошая гостиница, интерьер стандартный, но все чистое, более или менее новое, достаточно просторно. N56.80120 E41.85070
Кафе «Манхеттен» ” class=”link_external” /> N56.80152 E41.85880
Гостевой дом «Вера. Надежда. Любовь» ” class=”link_external” /> 3 зимние и 2 летние комнаты, оборудованная кухня, санузел. Проживание в этноатмосфере — деревянный деревенский дом с русской печью, народные костюмы для постояльцев, русская баня, пруд. N56.78966 E41.84496
Ресторан ” class=”link_external” /> На 50 мест. Зал с художественным оформлением в палехском стиле. Изготовление фирменных блюд по-палехски. N56.80456 E41.85063
Кафе «Ковчег» ” class=”link_external” /> Кафе при одноименной гостинице N56.80120 E41.85070
Турбаза ” class=”link_external” />
Гостиница на Маяковской ” class=”link_external” /> N56.79424 E41.85438
Мини-гостиница на Полевой ” class=”link_external” /> Экономичный вариант размещения в Палехе. 2-х этажное кирпичное здание на 26 мест. N56.80242 E41.85078
Автостанция «Палех» ” class=”link_external” /> Автобус из Москвы (Центральный Автовокзал у метро «Щелковская», трижды в день, из них один ночной (обратно два), в пути восемь с половиной часов. Из Иванова — почти каждый час, в пути два часа (прямые и проходящие в Южу, Пестяки и Пучеж). Кроме того, из Иванова в Шую (это половина расстояния в сторону Палеха) автобусы идут постоянно с интервалом 10 минут… N56.80459 E41.84915
Кафе «Закусочная» ” class=”link_external” />

Какая причина заставляет путешественников отправиться в тот или иной населенный пункт? Разумеется, обладающие интересной историей достопримечательности. Палех ежегодно привлекает множество любопытных туристов. Неудивительно, ведь этот поселок городского типа, находящийся в Ивановской области, славится оригинальными музеями и церквями. Что же стоит посмотреть в первую очередь, оказавшись в этом удивительном месте?

Интересные достопримечательности: Палех

Куда туристам, оказавшимся в этом поселке, стоит отправиться в первую очередь? Государственный музей палехского искусства – место, с исследования которого стоит начать знакомство с населенным пунктом. Среди экспонатов особое положение занимает знаменитая живопись Палеха. Один зал отдан под иконопись, причем туристы смогут полюбоваться как на произведения, датируемые 17 столетием, так и на современные работы. Семь залов посвящено лаковой миниатюре, также присутствуют произведения, относящиеся к различным временным периодам. Особенно запоминаются прекрасные шкатулки, расписанные рисунками, сюжеты которых позаимствованы из знаменитых сказок.

image

Заглянуть в музей обязательно должны путешественники, которых интересует палехская роспись. Они узнают о том, какие особенности и черты имеют произведения народных умельцев. Интересным может оказаться и рассказ экскурсоводов о том, как зародилось это направление.

Палехская роспись уникальна в первую очередь тем, что художники прорисовывают настоящие миниатюрные картины, посвященные определенному сюжету, а не ограничиваются отдельными фигурами или орнаментами. Вдохновение мастера часто черпают из народных сказок и песен, классических произведений литературы.

Крестовоздвиженская церковь

Какие еще заслуживают внимания достопримечательности? Палех – поселок, на территории которого расположено несколько связанных с религией построек. Каждый турист, оказавшийся в этом населенном пункте, непременно должен увидеть Крестовоздвиженскую церковь, история которой ведется с 1807 года. Это величественное сооружение с шестиярусным иконостасом, за роспись которого отвечали местные умельцы.

image

Церковь впечатляет своей оригинальной архитектурой. Интересно смотрятся и фрески, удивляющие насыщенностью и живостью красок. К сожалению, некоторые из них успели прийти в плохое состояние, однако это почти не сказывается на общем впечатлении. Любопытно, что религиозное сооружение имеет металлический пол, что вынуждало многих прихожан использовать коврики во время службы.

В настоящий момент храм исполняет роль музея.

Ильинская церковь

Какие еще можно увидеть связанные с религией достопримечательности? Палех – поселок городского типа, на территории которого располагается и Ильинская церковь. Это сооружение было возведено еще в 1790 году, именно тогда кирпичная постройка заменила собой деревянный храм. Эта церковь – прекрасный образец архитектуры второй половины 17 столетия.

image

К сожалению, в результате реставрационных черт внешний вид храма был существенно видоизменен. Это касается и внутреннего убранства, к примеру, были забелены стены, ранее украшенные росписью. Несмотря на это церковь сохранила черты, свидетельствующие о ее многолетнем существовании, поэтому полюбоваться на нее определенно стоит.

Дом-мастерская Дыдыкина

Какие еще важно увидеть достопримечательности? Палех – населенный пункт, подаривший миру не только гениальных художников, но и талантливых скульпторов. В этом легко удостовериться, посетив Дом-мастерскую Дыдыкина, – знаменитого скульптора, появившегося на свет в этом поселке. Именно этот человек разработал проект питерского памятника Пушкину на Мойке, числятся за ним и другие выдающиеся достижения.

image

Посетители мастерской, работающей с конца 1978 года, смогут полюбоваться на обширную коллекцию скульптурных работ известного творца, чьи произведения можно обнаружить в музеях Москвы, Санкт-Петербурга, Ярославля. К примеру, здесь есть уменьшенная копия вышеупомянутого памятника, посвященного знаменитому поэту.

Дом-музей Голикова

Какие еще сюрпризы способен преподнести своим гостям Палех, что посмотреть, оказавшись в этом поселке? Дом-музей Голикова – место, в которое должны непременно заглянуть все любители живописи. Этот человек входит в число первых художников, трудившихся в жанре лаковой миниатюры. Именно он является основателем Артели древней живописи, которая была открыта в 1924 году.

image

Музей принимает посетителей с 1961 года, находится в самом центре поселка. Экспонаты, представленные в нем, радуют своим разнообразием. Много внимания уделяется документальной экспозиции, предметам, относящимся к личности самого художника, которому посвящен дом-музей.

Что еще посмотреть

Палех (Ивановская область) – населенный пункт, на территории которого расположены и другие интересные музеи. К примеру, заслуживает посещения Дом-музей Корина, посвященный художнику, принадлежащему к династии палехских иконописцев. Любопытно, что популярность пришла к Корину скорее благодаря его портретам, а не использованию фирменного палехского стиля. Музей, прославляющий его, работает с 1974 года.

Также стоит заглянуть и в Дом-музей Зиновьева, известного художника, работавшего в жанре лаковой миниатюры. Экспонаты связаны не только с творчеством, но и с бытом знаменитости, поэтому посещение музея позволит получить интересную информацию о деревенском укладе жизни.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий