Содержание
- Общая информация
- Достопримечательности Палеха
- Государственный музей искусства
- Дом Ивана Голикова
- Крестовоздвиженский храм
- Как сложился миф о палехском стиле
- Как палехская миниатюра наследует иконописи
- Какие еще истоки у палехской миниатюры
- Достопримечательности Палеха
- Полезная информация
- Интересные достопримечательности: Палех
- Крестовоздвиженская церковь
- Ильинская церковь
- Дом-мастерская Дыдыкина
- Дом-музей Голикова
- Что еще посмотреть
Одна из главных достопримечательностей, которыми знаменита Ивановская область, — Палех. Это небольшой городок, известный во всем мире своей лаковой миниатюрой. Согласно легенде, был основан во времена татаро-монгольского нашествия. После того как орда разграбила и сожгла Суздаль и Владимир, а также иные древние русские духовные и культурные центры, уцелевшие жители, в том числе монахи-иконописцы, бежали в леса. Там они основали новое поселение.
Общая информация
Следует начать с того, что Палех — поселок городского типа, а вовсе не город. Численность населения чуть менее 5000 человек. История населенного пункта, как полагают исследователи, началась в IX веке. И вряд ли название города произошло от сожженного леса, поскольку река называется Палешка (а по-старому — Палекша). Есть версия, что эти названия оставили финские племена, которые в древности жили на этой территории.
А о том, что местность была заселена задолго до татаро-монгольского нашествия, говорит тот факт, что иногда в этих местах при проведении строительных или земляных работ находят каменные изваяния. Впрочем, серьезных научных исследований таких находок не проводилось.
Есть и другая версия о том, что село принадлежало князьям Палицким (Палецким). Существовало даже удельное княжество Палецкое, в 1390-е годы выделившееся из Стародубского. Но просуществовало оно недолго, поскольку местные князья перешли на службу к московскому князю.
Как бы то ни было, а первые письменные упоминания о Палехе относятся к 1618 году, когда село уже было вотчиной Ивана Бутурлина. Уже тогда оно славилось своими искусными иконописцами, работы которых украшали Московский кремль, Троицко-Сергиеву Лавру и Новодевичий монастырь. Говорят, что две иконы из Палеха были отправлены в подарок великому Гёте, и будто поэт мечтал сам приехать в этот поселок, чтобы увидеть народных художников, способных создавать шедевры, которым позавидовали бы и мастера старой Византии.
После революции жители села стали искать другие способы применения своего мастерства. И вскоре они стали создавать:
- необычные миниатюры;
- броши;
- шкатулки.
К слову, палехская миниатюра, изображающая современные сюжеты, включая спорт, космос и балет, — это, скорее всего, изделия из соседнего села Холуй. Там тоже живут художники, владеющие искусством лаковой миниатюры, но с самого начала местная артель выбрала другую тематику для росписи.
В 1925 году на Всемирной выставке в Париже Россия была представлена и лаковой миниатюрой. Изделия этого народного промысла получили там золотую медаль.
Сегодня Палех и область в целом стараются привлекать больше туристов. Действительно, добираться сюда стало проще. Чтобы доехать из Москвы, лучше всего сесть на автобус, идущий до Южи. Из Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода лучше ехать по железной дороге до станции Шуя. От нее до Палеха 32 км, есть регулярное автобусное сообщение.
Достопримечательности Палеха
Все, кто слышал про город Палех Ивановской области, в первую очередь хотят посетить музей палехского искусства. Как и в любой другой музей в этом поселке, сюда можно приходить с детьми, поскольку для ребят здесь предусмотрены специальные программы, включающие даже мастер-классы.
Но для начала стоит познакомиться с городом в целом. Знакомство чаще всего начинают с улиц Ленина и Баканова, поскольку там находятся основные достопримечательности. Главное же украшение центра поселка — это белоснежный Крестовоздвиженский храм. Вокруг него еще в начале ХХ века были построены двухэтажные каменные дома. Но в поселке сохранилось немало красивых деревянных домов с резными наличниками, которые и создают особую атмосферу: кажется, что здесь остановилось время.
Из памятников деревянного зодчества стоит посмотреть Дом культуры, построенный еще до войны, но в характерном сталинском стиле, и старинную пожарную каланчу.
Помимо описанных ниже музеев, стоит посетить Дом ремесел, где посетителям предлагают не только познакомиться с историей резьбы по дереву или ивановской вышивки, но и поучиться этим ремеслам. Проводятся мастер-классы по:
- плетению ковриков;
- лоскутному шитью;
- резьбе по дереву.
Здесь часто устраивают костюмированные праздники. Особенно любят музей дети, ведь здесь можно примерить красивый кокошник или настоящие лапти, да еще и сфотографироваться в таком костюме!
Лучше всего приезжать в августе, когда здесь проходит арт-фестиваль «Яблочный спас», или уже в конце сентября, когда проводится ярмарка «Палех — город мастеров».
Государственный музей искусства
Это главная достопримечательность городка. Хотя палехская лаковая миниатюра — явление относительно новое, коллекция музея впечатляет. Открылся он в 1935 году, к 10-летнему юбилею палехской миниатюры. Немало поспособствовал этому писатель Максим Горький, который очень ценил искусство местных художников.
Итак, Палех — это целый музейный комплекс, в состав которого входит сразу несколько музеев — иконописи, лаковой миниатюры, мемориальные (то есть посвященные самым знаменитым художникам — И. И. Голикову, Н. В. Дыдыкину, П. Д. Корину и Н. М. Зиновьеву). Многие считают самой интересной частью музей лаковой миниатюры.
Действительно, в его фонде насчитывается более 7000 экспонатов, причем в основном изготовленных в советские времена, когда артель регулярно поставляла музею лучшие работы. В 1980-е годы поставки сократились.
В 1990-е годы, когда возник бум на палехскую роспись, одну брошь можно было продать чуть ли не по цене дома. А вот в музей новые экспонаты практически не поступали. Потом бум через четыре года пошел на спад, но в любом случае современная роспись в музее представлена слабо.
Обязательно в этом комплексе стоит посетить музей иконы. Он считается сравнительно молодым, поскольку был открыт в 2014 году. К слову, многие художники старой школы жалуются, что талантливая молодежь больше не хочет работать с миниатюрой, предпочитая иконопись: это занятие приносит больше денег. Тем не менее, если посмотреть экспонаты в музее, то становится ясно, что палехский стиль иконописи оставляет мастеру достаточно пространства для творчества и самовыражения.
Палехская икона — это всегда множество мелких деталей, причем всегда очень тщательно прописанных. А еще она отличается смелой композицией. По традиции палехские мастера полностью пишут все детали — от лика и фигуры святого до элементов пейзажи и архитектуры. При этом фигуры святых у палехских живописцев всегда имеют очень естественную пластику.
Туристам наверняка будет интересно посмотреть, как собирают палехские иконостасы. В чем-то этот процесс напоминает сборку пазлов, поскольку они состоят из множества готовых деревянных деталей, и в одном иконостасе их может быть более тысячи. Если же иконостас будут украшать объемные фигуры, их сначала делают из промышленного пластилина — это тоже очень интересный процесс.
Дом Ивана Голикова
Это был первый мемориальный музей Палеха, поэтому он заслуживает особого внимания. К тому же это дом-музей Ивана Голикова, который справедливо считается не только основоположником палехской лаковой миниатюры, но и самым ярким художником Палеха той эпохи. Кстати, родился Иван Голиков в Москве, а в Палех его семья перебралась, спасаясь от голода 1891−1892 годов, который добрался и до больших городов.
Голиков происходил из семьи иконописца, так что он продолжил семейную традицию. После революции он какое-то время пробовал себя в качестве театрального художника, но в 1921 году ему пришла мысль расписать шкатулку из папье-маше в традиционном палехском стиле. Эту работу он показал руководству Кустарного музея. Шкатулку увидели влиятельные искусствоведы, и вскоре была создана Артель, которая и стала заниматься палехской лаковой миниатюрой. Именно работы Голикова и его единомышленников были представлены на Всемирной выставке.
В доме-музее Ивана Голикова представлены не только его личные вещи, но и уникальные старинные фотографии, рассказывающие о Палехе и о работе артели. Там можно получить представление о процессе создания знаменитых палехских шкатулок, посмотреть на раритетные инструменты, принадлежавшие художнику.
Гордость музея — подарочное издание книги «Слово о полку Игореве», иллюстрации для которой были созданы Иваном Голиковым. Книга вышла в 1934 году, так что сегодня это раритет. Кстати, именно Максим Горький настоял на том, чтобы все иллюстрации к ней были выполнены Голиковым, а не несколькими художниками, как планировалось изначально. Художник не только создал иллюстрации, но и вручную написал весь текст.
Крестовоздвиженский храм
Эта церковь была построена по проекту архитектора Е. Дубова в 1762—1764 годах. Здание получилось необычным, поскольку оно соответствует по форме древнерусским церквям, но в то же время очень близко к популярному в ту эпоху стилю барокко.
Интересно, что на месте строительства храма уже стояла одноименная деревянная церковь, но до наших дней сохранилась только каменная. Точнее, она построена из кирпича, побеленного по обмазке. В определенном смысле храму повезло: его не уничтожили после революции, а передали в состав музея палехского искусства. Благодаря этому, интерьер, росписи и иконы практически не пострадали от времени. Они были бережно отреставрированы и в целом сохраняют оригинальный стиль.
Затем храм опять был передан Церкви, и с 2012 года он имеет статус кафедрального собора.
Рубрики Это интересно
- Куда пойти в Сочи с детьми: парки, дельфинарии, аквапарки, квесты с ценами, фото и отзывами отдыхающих
- Курорты Туапсе: ТОП лучших мест для отдыха с ценами в 2021 году
- Отдых в Лазаревском 2021: обзор лучших мест для жилья и развлечений с ценами, фото и отзывами
- Жилье в Адлере: обзор лучших вариантов для отдыхающих в 2021 году с ценами, фото и отзывами
- Экскурсии в Краснодаре: лучшие предложения для гостей города с ценами, фото и отзывами
Как сложился миф о палехском стиле
Палехская миниатюра известна на весь мир и существует почти сто лет. Но на самом деле этой художественной традиции несколько веков. Палех стал центром иконописного промысла еще в XVII веке; палехская икона до революции была не менее знаменита, чем палехская шкатулка сегодня, и эти два вида искусства состоят в прямом родстве. В 1924 году, через семь лет после революции, палехские потомственные иконописцы придумали, как применить свое мастерство и сохранить древнерусскую художественную традицию в новой, атеистической культуре. Мастера Иван Баканов, Иван Вакуров, Иван Голиков, Александр Котухин, Иван Маркичев и искусствоведы Анатолий Бакушинский и Александр Глазунов создали палехскую Артель древней живописи и перенесли иконописные стили в лаковые миниатюры Похожим образом поступили мастера Холуя и Мстёры, но, хотя эти три центра лаковой миниатюры часто ставят в один ряд, каждый из них самобытен. Палех — родоначальник художественного стиля и уникальных авторских произведений в миниатюре, монументальном искусстве, книжной графике, сценографии и украшении фарфора. Холуй и Мстёра занимаются исключительно лаковой миниатюрой. Холуй в своих композициях более лаконичен и ориентирован на массовое копирование с образцов; там был создан жанр миниатюрного пейзажа. Мстёра любит реалистичную живопись, полностью заполняет черный фон и предпочитает теплый золотистый или голубовато-серый цветовой тон.. Разумеется, советская власть не называла палехских художников наследниками многовековой традиции, для нее искусство Палеха стало народным промыслом, а художники — крестьянами. Навязанная идеологией «народность» диктовала сюжеты и их восприятие: в любом событии, будь то полет в космос или уборка урожая, виделась чудесная сказка. В постсоветской мифологии многообразное искусство Палеха — это «агитлак», массовое производство изделий с советской символикой и тематикой. А на самом деле миниатюры палехской Артели древней живописи писались на вечные сюжеты вроде «Жнитвы» или «Поцелуя» и отправлялись на экспорт. Запад, впервые увидевший палехское искусство на выставке в Венеции в 1924 году, с тех пор исправно заказывал шкатулки и ждал не агитлака, а аполитичных сюжетов. Революционная же тематика произведений была в основном ситуативной: шкатулки создавались к всесоюзным выставкам или как эксклюзивные подарки партийному руководству. Например, одна из самых интересных композиций с советской тематикой — пластина Пластина — интерьерное украшение из папье-маше
. Павла Баженова «На страже границ СССР» 1935 года.
Как палехская миниатюра наследует иконописи
1 / 2 Четырехчастная икона со святыми на полях. Палехские письма. Вторая половина XVIII века 2 / 2 Павел Баженов. Чурило Пленкович. Шкатулка. 1934 год
Каждый мастер Палехской артели в лаковой миниатюре применял свой любимый иконописный стиль, отсюда разнообразие нового искусства. В произведениях Ивана Вакурова — явные традиции новгородского стиля XV века. В композициях Ивана Голикова, Александра Котухина и Дмитрия Буторина — строгановской школы XVII века. В работах Ивана Маркичева, Ивана Баканова можно найти традиции фресок Спаса на Нередице, Андрея Рублева, мастеров Костромы и Ростова XVII века. Аристарх Дыдыкин идет от традиций школы Симона Ушакова и палехского стиля XVIII века; Иван Зубков — от фряжского письма конца XIX века. Стилистические особенности разных иконописных стилей лучше всего видны в изображениях горок, деревьев и архитектуры. А вот изображения людей и коней подверглись большей трансформации, потому что авторы следовали сюжетам и композиционным задачам XX века.
1 / 2 Михаил Зиновьев, Василий Маркичев. Икона «Минеи с Воскресением и страстями Господними». XIX век 2 / 2 Иван Голиков. Бисерница с росписью «Битва». 1926 год
Размер бисерницы — всего 4 на 5 см.
Дореволюционный Палех славился иконами миниатюрной, или, как их называли, мелочной, работы. Это были небольшие молельные иконы на сюжеты миней Минея (от греч. «длящийся месяц») — книга с текстами для церковного или домашнего годового богослужения., двунадесятых праздников, мелкие житийные иконы, композиции с изображением иконостасов. Особенностью этого типа икон было сохранение чистоты и строгости канона, ювелирная тщательность письма, виртуозная иконописная техника, но главное — на небольшой поверхности иконной доски размещалось множество тонко прописанных композиций или образов. Это умение — одна из основ палехского стиля. Мастера расписывали крошечные бисерницы и броши, умещая на них былинные сюжеты со множеством героев.
1 / 2 Акафист святителю Николаю. Клеймо «Спасение утопающих». Палехские письма. Середина XVIII века
Клеймо — это сюжетно и композиционно самостоятельная часть иконы.
2 / 2 Иван Зубков. Портсигар c росписью «Из-за острова на стрежень…». 1927 год
Иконография палехских акафистов дала много вариантов изобразительных решений для самых разных пространств и сюжетов: море, горы, здания внутри и снаружи, народ на городской площади, одинокий путник в лесу или пустыне. Художники заимствовали эти иконографические решения и развивали их колористически и пластически для решения новых задач.
1 / 2 Икона «Великомученица Варвара». Палехские письма. Вторая половина XVIII века 2 / 2 Дмитрий Буторин. «У лукоморья дуб зеленый…»
Палехские мелочные иконы отличаются очень сложной композиционной структурой со множеством мини-сюжетов в одной иконе и четким центром композиции. Например, этот принцип использует художник Дмитрий Буторин в миниатюре «У лукоморья дуб зеленый…». Он строит композицию по канону: в центре оказывается Пушкин, записывающий сказки кота, а все остальные группы персонажей с композиционной точки зрения подчиняются этому центру.
1 / 2 Икона «Всех скорбящих радости». Палехские письма. Первая половина XVIII века 2 / 2 Иван Баканов. Шкатулка с росписью «Палех». 1934 год
Основой палехского лакового искусства стала сложная живописная техника плавей, тоже сохраненная из иконописи. В этой технике прозрачные краски разных тонов наносятся в несколько слоев, каждая плавь отвечает за свой участок рисунка. В иконах таким методом прописывали лики. В результате переходы от темного к светлому незаметны, а резкие белильные движки, завершающие работу над изображением, придают ему динамичности.
1 / 2 Икона «Покров Богоматери». Палехские письма. Середина XIX века 2 / 2 Александр Котухин. Шкатулка с росписью «Сказка о царе Салтане». 1946 год
В палехской иконе живопись органично соединялась с золотыми фонами. Золотом расписывали пробела одежд Пробел — прием иконописи и палехской живописи, с помощью которого достигается ощущение объема фигур; штрихи, написанные белилами, золотом или краской в несколько слоев., узорочье решеток, занавесей, риз. Роспись золотом используется и в лаковой миниатюре, решая самые разные декоративные задачи (это еще одно существенное отличие Палеха от других центров лаковой миниатюры — Холуя, Мстёры и Федоскина).
1 / 3 Акафист Спасителю. Икона палехского письма. Конец XVIII века
На тыльной стороне иконы есть подписи авторов — Ивана Балякина и Никиты Буторина.
2 / 3 Иван Маркичев. Шкатулка с росписью «Жнитво». 1925 год 3 / 3 Иван Маркичев. Шкатулка с росписью «Жнитво» (фрагмент). 1925 год
Иконопись не предполагает сохранения имени художника, но имена иконописцев из династий Сафоновых, Кориных, Каурцевых, Париловых, Балякиных, Бакановых, Першиных, Белоусовых, Зубковых были известны по всей России. Дело в том, что, в отличие от Холуя и Мстёры, Палех производил не так много мелкой, «расхожей» иконы, требующей быстрого сбыта. Основной доход приносили качественно написанные дорогие иконы по старым подлинникам, служившим руководством по иконописанию, но не мешавшим «свободному художеству». Их писали в сравнительно небольшом количестве. Лучшие мастера подписывали иконы и иногда — подготовительные рисунки к ним. Такая подписная икона особенно ценилась. Имя ставилось, конечно, на тыльной стороне доски. Новое искусство дало возможность художникам подтверждать уникальность своих произведений подписью на лицевой стороне в правом нижнем углу.
Какие еще истоки у палехской миниатюры
1 / 3 Бахрам Гур на охоте. Персидская миниатюра. XVI век 2 / 3 Иван Балякин и Никита Буторин. Акафист Богородицы. Клеймо «Путешествие волхвов» (правая сторона). Палехская икона. Конец XVIII века 3 / 3 Иван Вакуров. Охота на оленя. 1925 год
В поисках нового изобразительного языка бывшие иконописцы обращались к книгам по японскому, персидскому и античному искусству из библиотеки искусствоведов Анатолия Бакушинского и Александра Глазунова. Так, из персидской миниатюры пришла идея изображать сцены охот и битв. Но это не прямое повторение: колорит остался традиционным, а фигуры лошадей выполнялись в традиции новгородской иконы, в светлых и темных силуэтах и разнообразными по цвету — белыми, черными, киноварными, синими и желтыми.
1 / 2 Рафаэль Санти. Встреча Иакова с Рахилью. Фреска лоджии Рафаэля в Ватикане. 1519 год 2 / 2 Иван Голиков. Шкатулка с росписью «Встреча». 1924 год
После создания Артели древней живописи по просьбе Максима Горького палехским художникам подарили целую библиотеку художественных альбомов, в том числе с работами мастеров европейского Возрождения. Произведения итальянских художников стали для бывших иконописцев источником вдохновения и сюжетов. Например, «Встреча» Ивана Голикова — это парафраз фрески Рафаэля Санти «Встреча Иакова с Рахилью».
Курс создан при поддержке правительства Ивановской области и приурочен к празднованию ее столетия в 2018 году Россия > Ивановская область > Палехна весь экран
История Палеха уходит в глубокую древность. Название угро-финского происхождения. В 1628 году Палех был пожалован Ивану Матвеевичу Бутурлину «за московское осадное сидение королевичево». Село принадлежало роду Бутурлиных до 1861 года.
Вся история села связана с живописью: Палех — один из старейших русских иконописных промыслов. С XVIII века говорят о палехском стиле иконописи — с особо тонким исполнением темперными красками с добавлением золота. В XIX — начале XX вида традиционная иконопись не выдерживает конкуренции с появившейся светской живописью, а после революции 1917 года спрос на иконы падает, и палехские художники находят выход — в 1924 году была основана артель древней живописи, которая переходит к лаковой живописи на папье-маше — шкатулках, ларцах и т. п. С 1936 года открыто художественное училище. Яркая живопись на черном (реже — красном и синем) фоне является сейчас одним из самых узнаваемых русских народных промыслов.
Палехскую лаковую миниатюру знают и ценят во всем мире. По всему свету разошлись прекрасные в своей изысканности и утонченности ларцы и шкатулки, панно и футляры, броши и пудреницы, портсигары и коробочки. Сегодня они демонстрируются в выставочных залах музеев, составляют гордость частных коллекций и просто используются в утилитарных целях, украшая быт их владельцев.
Рядом:
Достопримечательности Палеха
- всё
- музеи
- религия
- интересное
Музей палехского искусства ” class=”link_external” /> Отдел лаковой миниатюры «Cоветский Палех» Государственного музея Палехского искусства открыт 13 марта 1935 года во время празднования десятилетнего юбилея «Артели древней живописи». Основу коллекции отдела лаковой миниатюры составляют лаки и графика мастеров Палеха, работы по росписи фарфора, эскизы стенописи, лаковые монументальные панно, книжная графика, коллекция западноевропейской живописи XVI — XIX в… | N56.80095 E41.85242 | |
Крестовоздвиженская церковь ” class=”link_external” /> Храм (1807) с шестиярусным иконостасом, расписанным палехскими мастерами. Храм довольно интересен своей архитектурой, фресками и иконостасом. Иконостас выполнен довольно изящно и покрыт позолотой. Фрески поражают живостью и насыщенностью красками, но некоторые фрески находятся в плохом состоянии, особенно в боковых приделах… | N56.80224 E41.85628 | |
Знаменская церковь в селе Красном ” class=”link_external” /> Расположена у въезда в село, на склоне холма над шоссе Шуя — Палех, на месте существовавшего здесь с XVII в. погоста с деревянной церковью. Возведена из кирпича в 1804 г. на средства помещика П. Н. Бутурлина. Возможно, в 1-й четверти XIX в. были пристроены паперть и портики с севера и юга. Вероятно, тогда же сооружены ажурная металлическая ограда на кирпичных столбах и парадные южные ворота… | N56.82493 E41.81568 | |
Художественный салон ” class=”link_external” /> Выставка-салон расположена в здании библиотечно — информационного центра. | N56.80050 E41.85264 | |
Дом-музей И. И. Голикова ” class=”link_external” /> Дом-музей Ивана Ивановича Голикова — одного из первых художников, работавших в жанре лаковой миниатюре, основателя Артели древней живописи в 1924 году. Музей располагает своеобразной экспозицией, представляющую обстановку и особенности дома палехского художника. Открыт в 1961 г. Расположен в центре посёлка, это деревянный рубленый дом с резным крыльцом, декоративными ставнями, с кружевными косицами у крыши… | N56.80168 E41.85247 | |
Дом-мастерская Н. В. Дыдыкина ” class=”link_external” /> Дом-мастерская Н. В. Дыдыкина — также уроженца Палеха, скульптора, автора памятнику Пушкину на Мойке в Петербурге. В музее экспонируется большая коллекция скульптурных работ Н. В. Дыдыкина. Музей-мастерская ленинградского скульптора, заслуженного деятеля искусств РФ Н. В. Дыдыкина была открыта 12 декабря 1978 г… | N56.80287 E41.85501 | |
Дом-музей П. Д. Корина ” class=”link_external” /> Дом-музей Павла Дмитриевича Корина — художника, происходившего из семьи потомственных палехских иконописцев, но получившего известность в основном за свои портреты, к собственно палехскому стилю не имеющие отношения, а также ставшему одним из самых известных советских реставраторов Музей открыт в 1974 году… | N56.80683 E41.85704 | |
Ильинская церковь ” class=”link_external” /> Кирпичная церковь, построена в 1790 г. как кладбищенская. Построена из кирпича на месте прежней деревянной. Первоначальная тесовая кровля и зеленые черепичные главки заменены на кровлю по кованым стропилам и железное покрытие глав. Характерный для данного региона небольшой приходский сельский храм, в композиции объемов и деталях которого ощущается влияние архитектуры второй половины XVII века… | N56.79937 E41.85928 | |
Дом-музей Н. М. Зиновьева ” class=”link_external” /> Дом-музей Николая Михайловича Зиновьева — палехского художника советского времени, который после 1917 года вернулся в свою деревню и пахал землю, а в 1926 году вступил в Артель. Все предметы находящиеся в доме напоминают о семье художника, её быте и деревенском, исконно русском укладе жизни. В доме-музее Н… | N56.81915 E41.82641 | |
Кружевная изба К. Муратова ” class=”link_external” /> Кружевная изба К. Муратова в селе Соймицы Ивановской области. Декор сделан в 1960—1962 гг. Мастер, создавший этот ажурный дом — Муратов Константин Кузьмич, житель села Соймицы, соседнего с Пестяками Палехского района. Изготовленные его руками наличники, карнизы, фронтоны, фризы украшают не один десяток домов округи… | N56.87229 E42.21805 |
Полезная информация
- всё
- гостиницы
- общепит
- вокзалы
Гостиница «Ковчег» ” class=”link_external” /> Расположена в центре поселка. Семь двухместных номеров. Номера со всеми удобствами (от 50 у.е. с учетом завтрака), кафе. Хорошая гостиница, интерьер стандартный, но все чистое, более или менее новое, достаточно просторно. | N56.80120 E41.85070 | |
Кафе «Манхеттен» ” class=”link_external” /> | N56.80152 E41.85880 | |
Гостевой дом «Вера. Надежда. Любовь» ” class=”link_external” /> 3 зимние и 2 летние комнаты, оборудованная кухня, санузел. Проживание в этноатмосфере — деревянный деревенский дом с русской печью, народные костюмы для постояльцев, русская баня, пруд. | N56.78966 E41.84496 | |
Ресторан ” class=”link_external” /> На 50 мест. Зал с художественным оформлением в палехском стиле. Изготовление фирменных блюд по-палехски. | N56.80456 E41.85063 | |
Кафе «Ковчег» ” class=”link_external” /> Кафе при одноименной гостинице | N56.80120 E41.85070 | |
Турбаза ” class=”link_external” /> | ||
Гостиница на Маяковской ” class=”link_external” /> | N56.79424 E41.85438 | |
Мини-гостиница на Полевой ” class=”link_external” /> Экономичный вариант размещения в Палехе. 2-х этажное кирпичное здание на 26 мест. | N56.80242 E41.85078 | |
Автостанция «Палех» ” class=”link_external” /> Автобус из Москвы (Центральный Автовокзал у метро «Щелковская», трижды в день, из них один ночной (обратно два), в пути восемь с половиной часов. Из Иванова — почти каждый час, в пути два часа (прямые и проходящие в Южу, Пестяки и Пучеж). Кроме того, из Иванова в Шую (это половина расстояния в сторону Палеха) автобусы идут постоянно с интервалом 10 минут… | N56.80459 E41.84915 | |
Кафе «Закусочная» ” class=”link_external” /> |
Какая причина заставляет путешественников отправиться в тот или иной населенный пункт? Разумеется, обладающие интересной историей достопримечательности. Палех ежегодно привлекает множество любопытных туристов. Неудивительно, ведь этот поселок городского типа, находящийся в Ивановской области, славится оригинальными музеями и церквями. Что же стоит посмотреть в первую очередь, оказавшись в этом удивительном месте?
Интересные достопримечательности: Палех
Куда туристам, оказавшимся в этом поселке, стоит отправиться в первую очередь? Государственный музей палехского искусства – место, с исследования которого стоит начать знакомство с населенным пунктом. Среди экспонатов особое положение занимает знаменитая живопись Палеха. Один зал отдан под иконопись, причем туристы смогут полюбоваться как на произведения, датируемые 17 столетием, так и на современные работы. Семь залов посвящено лаковой миниатюре, также присутствуют произведения, относящиеся к различным временным периодам. Особенно запоминаются прекрасные шкатулки, расписанные рисунками, сюжеты которых позаимствованы из знаменитых сказок.
Заглянуть в музей обязательно должны путешественники, которых интересует палехская роспись. Они узнают о том, какие особенности и черты имеют произведения народных умельцев. Интересным может оказаться и рассказ экскурсоводов о том, как зародилось это направление.
Палехская роспись уникальна в первую очередь тем, что художники прорисовывают настоящие миниатюрные картины, посвященные определенному сюжету, а не ограничиваются отдельными фигурами или орнаментами. Вдохновение мастера часто черпают из народных сказок и песен, классических произведений литературы.
Крестовоздвиженская церковь
Какие еще заслуживают внимания достопримечательности? Палех – поселок, на территории которого расположено несколько связанных с религией построек. Каждый турист, оказавшийся в этом населенном пункте, непременно должен увидеть Крестовоздвиженскую церковь, история которой ведется с 1807 года. Это величественное сооружение с шестиярусным иконостасом, за роспись которого отвечали местные умельцы.
Церковь впечатляет своей оригинальной архитектурой. Интересно смотрятся и фрески, удивляющие насыщенностью и живостью красок. К сожалению, некоторые из них успели прийти в плохое состояние, однако это почти не сказывается на общем впечатлении. Любопытно, что религиозное сооружение имеет металлический пол, что вынуждало многих прихожан использовать коврики во время службы.
В настоящий момент храм исполняет роль музея.
Ильинская церковь
Какие еще можно увидеть связанные с религией достопримечательности? Палех – поселок городского типа, на территории которого располагается и Ильинская церковь. Это сооружение было возведено еще в 1790 году, именно тогда кирпичная постройка заменила собой деревянный храм. Эта церковь – прекрасный образец архитектуры второй половины 17 столетия.
К сожалению, в результате реставрационных черт внешний вид храма был существенно видоизменен. Это касается и внутреннего убранства, к примеру, были забелены стены, ранее украшенные росписью. Несмотря на это церковь сохранила черты, свидетельствующие о ее многолетнем существовании, поэтому полюбоваться на нее определенно стоит.
Дом-мастерская Дыдыкина
Какие еще важно увидеть достопримечательности? Палех – населенный пункт, подаривший миру не только гениальных художников, но и талантливых скульпторов. В этом легко удостовериться, посетив Дом-мастерскую Дыдыкина, – знаменитого скульптора, появившегося на свет в этом поселке. Именно этот человек разработал проект питерского памятника Пушкину на Мойке, числятся за ним и другие выдающиеся достижения.
Посетители мастерской, работающей с конца 1978 года, смогут полюбоваться на обширную коллекцию скульптурных работ известного творца, чьи произведения можно обнаружить в музеях Москвы, Санкт-Петербурга, Ярославля. К примеру, здесь есть уменьшенная копия вышеупомянутого памятника, посвященного знаменитому поэту.
Дом-музей Голикова
Какие еще сюрпризы способен преподнести своим гостям Палех, что посмотреть, оказавшись в этом поселке? Дом-музей Голикова – место, в которое должны непременно заглянуть все любители живописи. Этот человек входит в число первых художников, трудившихся в жанре лаковой миниатюры. Именно он является основателем Артели древней живописи, которая была открыта в 1924 году.
Музей принимает посетителей с 1961 года, находится в самом центре поселка. Экспонаты, представленные в нем, радуют своим разнообразием. Много внимания уделяется документальной экспозиции, предметам, относящимся к личности самого художника, которому посвящен дом-музей.
Что еще посмотреть
Палех (Ивановская область) – населенный пункт, на территории которого расположены и другие интересные музеи. К примеру, заслуживает посещения Дом-музей Корина, посвященный художнику, принадлежащему к династии палехских иконописцев. Любопытно, что популярность пришла к Корину скорее благодаря его портретам, а не использованию фирменного палехского стиля. Музей, прославляющий его, работает с 1974 года.
Также стоит заглянуть и в Дом-музей Зиновьева, известного художника, работавшего в жанре лаковой миниатюры. Экспонаты связаны не только с творчеством, но и с бытом знаменитости, поэтому посещение музея позволит получить интересную информацию о деревенском укладе жизни.
ли со статьей или есть что добавить?