Дворцово-парковый ансамбль Петергоф — «имперский блеск дворцов и парков»

Дворцово-парковый ансамбль в Гатчине (Россия) — история, экскурсии, экспозиции. Точный адрес, телефон, стоимость входных билетов. Местные легенды и привидения.

Сложно сосчитать количество достопримечательностей, которые можно увидеть, побывав в Гатчине. Немалая часть памятников истории и архитектуры сосредоточена в Дворцовом парке музея-заповедника, появившемся на этих землях еще в 18 веке.

Живописный парк, расположенный в сердце Гатчины, занимает площадь в 143 га. Именно в этом парке был построен Большой дворец, загородная резиденция императорской фамилии.

Собственный сад, Голландские, Ботанические сады, остров Любви с Павильоном Венеры, лабиринты — на знакомство даже с малой долей пейзажного ансамбля уйдет немалое количество часов.

Адрес: Дворцовая пл., 1, Гатчина.

(Ломоносов) Дворцово-парковый ансамбль «Ораниенбаум» — описание, история, отзывы туристов, расположение на карте, фото и видео — достопримечательности Ломоносова.

  • Все 5 фото
  • Все 5 фото
  • Все 5 фото
  • Все 5 фото
  • Все 5 фото

Я был здесь?

Дворцово-парковый ансамбль Ораниенбаума начинался с усадьбы Александра Меньшикова, верного сподвижника Петра Первого. Последний подарил ему участок напротив острова Котлин (Кронштадт). Одновременно со строительства резиденции в начале XVIII века, рядом с ним образовывалась и ремесленная слобода. Но после опалы на Меньшикова строительство усадьбы замораживается. Возобновилось оно уже в эпоху Екатерины Второй.

Городок быстро разрастался и уже в 1780 году ему было присвоено звание уездного города, план которого разработал И. Леман. Весь XVIII век каждый владелец дворцово-парковой территории вносил свою лепту в создание. При Меньшикове была выполнена лишь деревянная усадьба и Нижний парк. Зодчими дворца стали архитекторы Фонтана и Шедель, а ландшафтным дизайном руководили Вицвол и Грац. Изначально Нижний парк доходил от дворца до самого залива, в нем были и плодоносящие деревья, и прямоугольный пруд, и красивые клумбы с цветами. На искусственном озере во времена Петра Первого даже устраивались потешные бои из двух фрегатов и галер.

Затем к основному корпусу по проекту Леблона были пристроены галерея, боковые павильоны с церковью и японским залом. Под руководством Ринальди дворец приобрел явно выраженную окраску стиль рококо.

Перемены не избежала и парковая зона. Здесь архитектор в середине XIX века на площади в 162 га стал создавать Верхний парк. Он состоит из трех частей: регулярного, пейзажного и итальянского. Последний отличается наличием каскадов, террас и лестниц.

Также в конце XVIII – начале XIX века строится Петерштадт (любимая боевая игрушка Петра Федоровича) и ансамбль Собственной дачи Екатерины Второй. Центр дачи – Каменное зало, по проекту М.Г. Земцова с партерным парком. Здесь устраивались маскарады и танцевальные вечера. По восточной оси сада располагаются роскошный Китайский дворец, Катальная горка и Фрейлинский домик. Стоит отметить. Что устройство в парке горки было одним из условий, так как катание на санях было излюбленной русской забавой даже у императорских особ.

При Александре Первом ландшафт дополнился Английской дорогой от Катальной горки для спокойных уединенных прогулок. При Елене Павловне, жене великого князя Михаила Павловича, дворцово-парковый ансамбль приобрел обобщенность и стал единым целым.

Октябрьская революция и ВОВ внесли свою лепту в разрушение парковой территории и архитектурных сооружений. Долгое время дворец и павильоны стояли в запущенном и печальном состоянии. Сейчас практически на всей территории проведены реставрационные работы и посетители могут наслаждаться всем великолепием Ораниенбаума.

Раскрыть описание полностью ↓ «Спокойный и уютный парк с воздушными, величественными сооружениями» Перейти на отзыв → Раскрыть полностью ↓ Ответить Изучить все отзывы (1) image

Дворцово-парковый ансамбль «Ораниенбаум»

Раздел «Архитектура: здания и сооружения» Ленинградская обл., г. Ломоносов, Дворцовый просп., д. 46 Показать на карте 8 (812) 422-37-53 www.peterhofmuseum.ru/page.php?id=7 Раскрыть информацию полностью ↓ Метка на карте →

Метка на карте

Поставьте или перетащите метку на карте или поставьте координаты

Дворцово-парковый ансамбль Петергоф — «имперский блеск дворцов и парков»

Адрес: Россия, Санкт-Петербург, Петродворцовый район, г. Петергоф Начало строительства: 1712 год Дата открытия: 1723 год Основатель: Пётр I Архитектор: Жан-Батист Леблон Основные достопримечательности: Большой Петергофский дворец, дворец Марли, дворец Монплезир, павильон Эрмитаж, фонтан Самсон и Большой каскад, Верхний сад, Нижний парк Координаты: 59°53’03.4″N 29°54’30.9″E Объект культурного наследия Российской Федерации

Содержание:

История

Архитектура

Большой Петергофский дворец

Дворец Марли

Павильон Эрмитаж

Дворец Монплезир

Воронихинские колоннады

Верхний сад

Нижний парк

Фонтаны

Петергоф на карте

История

На южном берегу Финского залива в 29 км от Санкт-Петербурга находится. По роскоши и размаху Петергоф не уступает французскому Версалю, а по зрелищности фонтанов даже превосходит его.

image

Петергоф с высоты птичьего полёта

Царский ансамбль насчитывает 4 каскада и 176 фонтанов. Но ещё 300 лет назад в этих местах не было ничего, кроме деревень на болотах. В 1710-е годы по указу Петра I здесь начались активные ландшафтные и архитектурные работы.

Сохранившиеся рисунки, чертежи и пометки на документах дают основание утверждать, что общая концепция планировки ансамбля и проекты отдельных фонтанов принадлежат самому царю.

Фонтан Дубовый на фоне Большого дворца

В 1723 году состоялось торжественное открытие Петергофа и запуск Большого каскада — главного фонтанного сооружения. Резиденция получила название «Петергоф», что в переводе с немецкого означает «Петрова усадьба».

В начале XVIII века к западу от Нижнего парка возникла Большая слобода, или Старый Петергоф, а к востоку — Малая слобода, или Новый Петергоф.

Фонтан Самсон и Большой каскад на фоне Большого дворца

С екатерининских времён их разделяет Английский парк с каналами, ручьями и прудом. Начиная с 1762 года, Петергофом стали называть весь дворцово-парковый ансамбль и город, выросший вокруг царской резиденции.

Архитектура дворцово-паркового ансамбля «Петергоф»

Большой Петергофский дворец

Вид на Большой дворец с Морского канала

Композиционным центром всего ансамбля является Большой Петергофский дворец (Петродворец). Изящное трёхэтажное здание, построенное в стиле «зрелого барокко», возвышается на 16-метровой приморской террасе.

Особенно красив северный дворцовый фасад, обращённый к морю. Крыша, увенчанная золочёной вазой, и золочёные главки флигельных пристроек придают зданию торжественность и монументальность.

Вид Большого дворца из Верхнего сада

На фронтоне, под императорской короной помещён щит с монограммой Петра I. Окна украшены лепными обрамлениями, а балконы — коваными узорчатыми решётками.

Центральный купол «Церковного корпуса» завершается православным крестом, а купол корпуса «Под Гербом» венчает традиционный символ России — золотой двуглавый орёл со скипетром и державой в лапах.

Дворцовая церковь Петра и Павла Большого дворца

В Петродворце насчитывается 30 богато украшенных залов с расписными потолками, настенной живописью и орнаментальными узорами из паркета. Перед дворцом разбиты Верхний сад и Нижний парк, а декоративным подножием резиденции служит Большой каскад с фонтанами и скульптурами.

Дворец Марли

Вид на Дворец Марли

Белый кубический дом на берегу Марлинского пруда – настоящее сокровище Петергофа. Двухэтажный особняк выглядит строго и ничем не напоминает о царской роскоши. Марли – русская реплика одноименного поместья французского короля, которое покорило сердце Петра I во время поездки в Париж.

В небольшом дворце хранятся личные вещи российского императора, его одежда и собранная государем коллекция картин. Туристам нравятся ажурные решетки балконов и уникальные реликвии – книги из царской библиотеки, морская шинель царя, фарфоровая посуда и сделанный государем стол.

Павильон Эрмитаж

Вид на павильон Эрмитаж

Небольшие павильоны были в моде среди европейских аристократов, поэтому Петр I пожелал построить в Петергофе элегантное здания для приватного отдыха. Эрмитаж начали возводить в 1721 году, а закончили уже после кончины российского императора.

Аккуратное здание напоминает игрушечный домик. Благодаря большим окнам, в него попадает много света, и постройка становится легкой и воздушной. Пол зала на втором этаже покрывает наборный паркет, а стены украшает 124 картины, написанные мастерами кисти из Западной Европы.

Дворец Монплезир

Вид дворца Монплезир из Монплезирского сада

Живописный памятник архитектуры начала XVIII века подчеркивает красоту Нижнего парка. Петр I лично выбирал место для дворца, придумал его название и давал указания зодчим по планировке покоев и комнат. Император хотел, чтобы в загородной резиденции был не только огромный представительный дворец, но и место для удовольствий.

В Монплезире можно познакомиться с традициями русского барокко, увидеть великолепные образцы декоративной лепнины, изысканные росписи и старинную мебель. В залах небольшого дворца экспонируются коллекции стекла, фарфора, фаянса и живописные полотна XVII-XVIII веков.

Воронихинские колоннады

Вид на Воронихинскую колоннаду со стороны Большого дворца

Загородная резиденция Петра I похожа на театр, поэтому архитекторы, которые строили Петергоф, украсили Морской канал двумя парными павильонами. Невысокие здания с золотыми куполами напоминают театральные кулисы. За спиной у гостей остается Финский залив, а впереди открывается длинный фасад Большого Петергофского дворца.

Павильоны – замечательный памятник классицизма. Ряды парных колонн и белые балюстрады обрамляет зелень Нижнего парка. Перед постройками раскинулись цветники и стриженые газоны, а лестницы, которые ведут к крытым галереям, охраняют каменные львы.

Верхний сад Петергофа

Вид Верхнего сада Петергофа от входных ворот

Верхний сад, построенный по образцу французского парка, имеет форму вытянутого прямоугольника. Центральную его часть занимает открытый партер, окаймлённый аллеями подстриженных лип. Почти все скульптурные и фонтанные сооружения Верхнего сада располагаются на островках, окружённых со всех сторон водной гладью пяти бассейнов.

Эти водоёмы служат не только декорацией, но и накопительными резервуарами для фонтанов Нижнего парка. Среди всех достопримечательностей Верхнего сада выделяется фонтан «Нептун». Над поверхностью воды, на высоком пьедестале, декорированном раковинами, венками и гирляндами, возвышается бронзовая фигура грозного бога морей с короной на голове и трезубцем в руках.

Вид Верхнего сада Петергофа от фонтана «Межеумный»

Ниже него размещены тритоны, дельфины, маскароны (элементы в виде масок мифических существ), водные нимфы, восседающие на гиппокампах — морских конях.

Всего композиция «Нептун» насчитывает около 40 статуй и мелких деталей, выполненных с большим мастерством немецкими скульпторами из Нюрнберга в XVII веке.

Нижний парк Петергофа

Вид Римские фонтаны в Нижнем парке Петергофа

Все аллеи Нижнего парка либо заканчиваются фонтаном, либо соединены с Финским заливом Морским каналом. В его планировке строго соблюдена симметрия относительно Большого дворца.

Сердцем ансамбля является дворец Монплезир — излюбленное детище царя, где он воплотил своё видение о жилище просвещённого человека. Пётр I назвал его на французский манер «Монплезир», что означает «Моё удовольствие». В стенах этого здания представлены картины европейских художников и коллекция китайского фарфора, датируемые XVII — XVIII веками. Важное место среди царских построек занимает миниатюрный дворец Марли. Первоначально он использовался как гостевой зал для знатных особ, но позже был преобразован в хранилище личных вещей Петра I.

Фонтаны — водный восторг

Большой каскад

Именно Нижний парк принёс Петергофу всемирную славу «столицы фонтанов». Большой каскад, составляющий единую композицию с Большим дворцом, состоит из 64 фонтанов и 255 бронзовых статуй. В центре Большого каскада высится фонтан «Самсон», установленный в честь победы русских войск в Полтавской битве. Извергая мощную струю на высоту 21 метр, «Самсон» символически демонстрирует победу, а морские божества трубят в раковины, из которых бьют фонтанные струи, словно прославляя богатыря, одолевшего врага.

Любимой забавой придворных дам и кавалеров были «фонтаны-шутихи». Когда гости, разгорячённые весельем, присаживались на скамейку парка, неожиданно включалась подача воды, обрызгивающей посетителей.

Львиный каскад в Нижнем парке Петергофа

Такие фонтаны отличаются необычным видом, например, фонтан «Дубок», выполнен в виде металлического дерева, пяти тюльпанов и двух скамеек. Изобилие золота на фасадах Большого дворца, сочетание скульптур и журчащих струй, переливающихся всеми цветами радугами, — всё это создаёт атмосферу ликования и праздничного торжества.

Источник: Пути-Дороги

Чудесно жить в Санкт-Петербурге или в его пригородах. Особенно в кризис. Вот захотели вы приобщиться к культурному наследию, полюбоваться архитектурой, прикоснуться к истории – пожалуйста, в пределах часовой доступности дворцов на три-четыре средние европейские страны. Ни шенгена, ни билетов в Париж не надо. К тому же, народ жалуется, что Европа уже на Европу не похожа. А тут: античность, барокко, классицизм. У нас, правда, тоже признаки глобализации присутствуют повсюду, например, по Ораниенбаумскому дворцово-парковому ансамблю  ходят охранники в американской национальной форме. У нас вообще как? Вроде как конфронтация сейчас с Америкой;-) Вот я бы нарядил их в форму городовых что-ли, брал бы на работу усатых и рослых. С другой стороны американская культура, часть мировой культуры и немалая. Вот он, американский охранник Ораниенбаумский дворцово-парковый ансамбль входит в состав памятников всемирного наследия “Исторический центр Петербурга и связанные с ним комплексы памятников”. Правда, от ценра Питера он находится довольно далеко – километров пятьдесят, наверное. Поэтому гости города сюда редко добираются. Им хватает Петергофа с фонтанами, Царского Села, да и самого Питера. Еще в Гатчине дворцы есть. А бывает даже так: http://mi3ch.livejournal.com/3459890.html Одного знакомого американца, ораниенбаумский комплекс как-раз добил – скрупулезно изучив Санкт-Петербург и предместья, в Ломоносове стал двигать тему, что это какой-то беспредел – не может столько добра принадлежать одной фамилии, и революция 1917 вполне оправдана. Аллеи, дорожки, бесседки, пруды, дворцы, павильоны. Дворцово-парковый комплекс в Ораниенбауме почти не пострадал в годы Великой Отечественной войны, то есть, это подлинник, не реконструкция, не новодел. Правда, в советское время он был в запустении, но с 1990-х начались реставрационные работы. Опять охранник, очень бдительная служба: когда я полез на газон, чтобы сфотографировать Амура и Психею, вежливо  попросили вернуться, кстати, из уважения к историческим газонам, снял обувь и пробирался очень аккуратно… Но нельзя! Аркада боковых пристроек Большого Меньшиковского дворца. Ну конечно это он – Союз-Аполлон Бельведерский, мраморный солнечный бог, даже в пасмурную погоду. Беседка. Венера Медицейская. Бронзовая скульптура, с античной копии. Венера есть и в Царском Селе, и в Петергофе, там они мраморные. Медицейская, потому как древнеримская копия с древнегреческого оригинала была приобретена фамилией Медичи в 1677 году, до этого она находилась в папской коллекции в Риме и очень радовала гостей папы. Почему радовала – понимаю, уж очень искусная работа. Значит, и папы знали толк в красоте женского тела. Венера, она же Афродита – богиня любви. Скульптура находится возле Китайского дворца, построенного для Екатерины II, по слухам весьма любвеобильной женщины Пока фотографировал скульптуру, реально задумался о Пигмалионе, почти понимаю. Художница, пишет Китайский дворец. Постройка 1762-1768 гг., архитектор Антонио Ринальди. Строили, повторюсь: для Екатерины II, в китайском стиле были оформлены интерьеры залов, заставленных подлинными произведениями китайского и японского искусства. Вокруг дворца скульптуры, в основном, с уклоном в античную мифологию, в которой, как всем известно, много любви и эротики. Амур и Психея. Ещё Лаокоон с сыновьями, печальная история, кто не в курсе.

Дворцово-парковый ансамбль Ораниенбаум

Его называют не просто ценным, а ценнейшим, уникальнейшим памятником русской культуры и искусства XVIII века. Дворцово-парковый ансамбль Ораниенбаума – единственный из пригородов, который в годы Великой Отечественной войны не подвергся тотальному разрушению захватчиками. Ораниенбаумскому комплексу принадлежит совершенно особое место в истории русской и мировой культуры.

Повреждённые, но не разрушенные в годы войны дворцы-музеи и парки города сохранили во всей своей достоверности и неповторимости декоративное убранство XVII века. Поэтому они представляют собою огромную художественную ценность как подлинные архитектурные памятники истории и искусства прошлого.

В дворцово-парковый комплекс Ораниенбаума входят три ансамбля: Большого дворца, Петерштадта и Собственной дачи с её главными постройками – Китайским дворцом и павильоном Катальной горки. Во всех них ярко отражена архитектура барокко и классицизма.

Ораниенбаум возник в самом начале XVIII века, почти одновременно с Петергофом. Пётр I назначил Александра Даниловича Меншикова губернатором отвоеванного у шведов Ингерманландского края и в 1707 году пожаловал своему ближайшему сподвижнику земли на берегу Финского залива.

image

Меншиковский, или Большой дворец

А.Д. Меншиков для своей загородной резиденции выбрал прибрежный участок напротив острова Котлин. На этом участке был возведён Большой дворец и разбит Нижний сад – один из первых регулярных садов в России. Тогда же был прорыт Морской канал, позволявший проходить в Нижний сад на небольших судах. В саду были фонтаны, деревянная скульптура и трельяжи. К северу от дворца были выстроены Картинный дом и Нижние дома.

Название Ораниенбаум в переводе с немецкого языка означает «апельсиновое дерево».

Считается, что своим великолепным дворцом в Ораниенбауме Меншиков хотел затмить даже строившийся неподалёку, в Петергофе, дворец Петра I.

Центральный корпус Большого дворца – двухэтажный, с высокой крышей, увенчанной миниатюрной смотровой башенкой и княжеской короной. К нему с обеих сторон примыкали полукруглые одноэтажные крылья – галереи, заканчивающиеся двумя павильонами – Церковным и Японским. Общая протяженность главного (северного) фасада, расположенного по вогнутой дуге, свыше 200 м. Система террас, пандусов и веерообразные марши парадной лестницы связывали Большой дворец с Нижним парком. Нижний парк-сад имел строго симметричную планировку, был украшен цветниками, боскетами и деревянной скульптурой.

После смерти Петра I и Екатерины I Меншиков начал терять свое могущество. Меншиков всячески ухаживал за юным царём Петром II, обручил его со своей дочерью Марией. Он устраивал в Ораниенбауме охоту, до которой царь был большой любитель, организовывал пышные празднества.

3 сентября 1727 года состоялось освящение дворцовой церкви, на которое был приглашен Пётр II. Но юный царь не приехал. А 8 сентября Меншиков был арестован, всё его имущество было конфисковано в казну. Внутреннее убранство, мебель и даже паркет тут же начали растаскивать. Известно, что сады Ораниенбаума за это время «пришли во всеконечное разорение».

В 1737 году Анна Иоанновна передала Большой дворец для устройства морского госпиталя.

В 1743 году императрица Елизавета Петровна подарила Ораниенбаум своему наследнику – будущему Петру III Фёдоровичу. Начинается второй, достаточно длительный, этап строительства и перестройки Большого дворца. И первые годы этого этапа связаны с именем известного архитектора Варфоломея Варфоломеевича Растрелли. Своим возрождением обязан Растрелли и Нижний сад. Именно архитектор спроектировал центральную аллею как продолжение дворцовой лестницы, ввёл декоративную скульптуру в оформление террас и украсил сад мраморными статуями. В это время был отремонтирован Большой дворец, а вблизи дворца построено так называемое Каменное зало для концертов. Пётр III был большой любитель музыки и даже сам играл в придворном оркестре.

Но будущего императора интересовали и военные сооружения. Специально для Петра III была построена крепость Петерштадт. Это была маленькая, вооруженная 12 пушками крепость с пятью бастионами, окружённая земляными валами. Рвы вокруг были заполнены водой. В крепость вёл подъёмный мост. Внутри крепости находились дворец Петра, дома коменданта, офицеров, казармы, кирха и другие постройки. В Петерштадте располагался его двор, его голштинские войска. До наших дней дошли лишь дворец Петра III и Почётные ворота.

Пётр любил Ораниенбаум, ведь здесь была его резиденция. Но это место оказалось для него роковым. Именно в Ораниенбауме император Пётр III узнал о том, что свергнут с престола собственной женой Екатериной Алексеевной. Отсюда его увезли в Петергоф для подписания отречения от престола. После этого он был отправлен в Ропшу, где и был убит.

При Екатерине II в Ораниенбауме начался третий период интенсивного строительства. К юго-западу от Большого дворца создан дворцово-парковый ансамбль, называвшийся Собственная дача. В ансамбль, строительством которого занимался придворный архитектор Антонио Ринальди, вошли Верхний парк, Китайский дворец и Катальная горка. Императрица часто посещала Ораниенбаум и принимала там высоких гостей. В 1780 году по указу Екатерины II Ораниенбаум становится городом.

В 1792 году Екатерина передала дворец и крепость Петерштадт со всеми службами Морскому кадетскому корпусу. Интересно, что в истории Морского кадетского корпуса (ныне Военно-морской институт имени Петра Великого) какие-либо документы о периоде его пребывания в Ораниенбауме отсутствуют.

В 1796 году вступивший на престол Павел I подарил Большой дворец сыну Александру. Был произведён новый ремонт и восстановление дворца.

В 1835–1836 годах, когда дворцом владел брат императора Александра I Михаил Павлович, и позднее, в 1850-х годах, проведена очередная отделка Большого дворца.

На рубеже XIX–XX веков в Ораниенбауме осуществлялись лишь работы по поддержанию состояния дворцов и парков. Верхний парк потерял следы первоначальной регулярной планировки и к концу века превратился в пейзажный.

В 1918 году дворцы Ораниенбаума были превращены в музеи.

В сентябре 1941 года немецкие войска вышли западнее и восточнее Ораниенбаума к берегу Финского залива и были остановлены. В январе 1944 года Ораниенбаумский плацдарм стал важным исходным рубежом для советского наступления.

В 1944 году начались реставрационные работы и через два года парк был открыт для посетителей. Затем был открыт дворец Петра III, павильон Катальной горки, Китайский дворец.

Помещения Большого дворца длительное время занимали различные организации. Четвёртый за всю истории этап реставрационных работ начался только после освобождения дворца. Первые отреставрированные помещения Большого дворца были открыты в 2000 году.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий