Поездка по Вологодской и Костромской области: Часть 4 (Чухлома и Галич)

Поделись знанием: Материал из Википедии — свободной энциклопедии Перейти к: навигация, поиск

Город Чухлома
Герб
Страна РоссияРоссия
Субъект Федерации Костромская областьКостромская область
Муниципальный район Чухломский
Городское поселение город Чухлома
Координаты 58°45′00″ с. ш. 42°42′00″ в. д. / 58.75000° с. ш. 42.70000° в. д. / 58.75000; 42.70000   Координаты: 58°45′00″ с. ш. 42°42′00″ в. д. / 58.75000° с. ш. 42.70000° в. д. / 58.75000; 42.70000   
Основан в 1381 году
Город с 1381 года
Высота центра 180 м
Население 5046[1] человек (2016)
Названия жителей
Часовой пояс UTC+3
Телефонный код +7 49441
Автомобильный код 44
Код ОКАТО [classif.spb.ru/classificators/view/okt.php?st=A&kr=1&kod=34246 34 246]
Чухлома

Районный центр: Чухлома Аверково • Аксёново • Алешково • Андреевское • Андрины • Аниково • Анфимово • Аринино • Ассорино • Астапово • Афанасьево • Бакланово • Бариново • Белово • Благачёво • Боловино • Большой Починок • Борисово • Буболино • Бурдуково • Бурминское • Васильевское • Васнево • Введенское • Венгино • Вига • Волково • Ворваж • Воронцово • Воронцово • Воскресенье-Глазуново • Вырыпаево • Гавриловское • Георгий • Герасимово • Гляздуново • Головино • Головино • Гольцово • Горлово • Григорьевское • Гришинское • Гулино • Гущино • Деменьково • Дор • Дорофейцево • Дубровка • Дудино • Душкино • Дюрбенево • Евсяково • Еляково • Есаково • Есипово • Ефимовское • Жар • Заболотье • Заполье • Зарубино • Засухино • Захарово • Зельево • Зикеево • Зимёнки • Зубарёво • Ивановское • Ивкино • Измайлово • Ильинское • Казинское • Калинино • Калинкино • Капустино • Карпово • Кислово • Клепинино • Климовское • Клусеево • Княжево • Ковизино • Коконыгино • Коленково • Конеево • Константиново • Коровье • Коровье • Костино • Костино • Косяпино • Красная Нива • Крутица • Крючково • Кувшиново • Кузнецово • Кузнецово • Куливёртово • Курьяново • Лаврентьевское • Лукино • Лукино • Луковцино • Лукушино • Мазалово • Маланино • Малая Святица • Марково • Мартьяново • Марфино • Матвеево • Матьково • Меледино • Мизинцево • Минькино • Митюково • Михейцево • Монсаково • Нагорское • Назарово • Напрудново • Нелидово • Нестерово • Нигородцево • Никитино • Никоново • Новинское • Новопанкратово • Новосёлово • Ножкино • Носово • Одинцово • Ожегино • Ожиганово • Ожиганово • Озерки • Озерово • Ольховая • Осташово • Панкратово • Петраково • Петровское • Платуново • Плосково • Плотина • Повалихино • Погорелово • Подболотново • Покровское • Полстниково • Полтораново • Полтораново • Понежское • Популино • Привалкино • Пуминово • Пыхино • Рагозино • Раменье • Ревякино • Репехтино • Романовское • Рыково • Рыстаново • Рюминово • Савватово • Савино • Савино • Савино • Савино • Салово • Сальково • Село • Семёнково • Сенная • Серапиха • Серебряный Брод • Середнево • Сиднево • Скрипино • Слуда • Соколово • Соколово • Стан • Старово • Судай • Сундоба • Сухарево • Тарасово • Тимофеевское • Титово • Торманово • Трясево • Туруково • Фалилеево • Фёдоровское • Фёдосово • Фёдосово • Фёдотово • Федцово • Федьково • Федьково • Филимоново • Филино • Филипповское • Фирюково • Фокино • Фомино • Фомицино • Хорошево • Цилимово • Часовново • Чашково • Чертово • Шартаново • Шелепнево • Щукино • Юркино • Юрьевское • Якша

Отрывок, характеризующий Чухлома

Пьер, как это большею частью бывает, почувствовал всю тяжесть физических лишений и напряжений, испытанных в плену, только тогда, когда эти напряжения и лишения кончились. После своего освобождения из плена он приехал в Орел и на третий день своего приезда, в то время как он собрался в Киев, заболел и пролежал больным в Орле три месяца; с ним сделалась, как говорили доктора, желчная горячка. Несмотря на то, что доктора лечили его, пускали кровь и давали пить лекарства, он все таки выздоровел. Все, что было с Пьером со времени освобождения и до болезни, не оставило в нем почти никакого впечатления. Он помнил только серую, мрачную, то дождливую, то снежную погоду, внутреннюю физическую тоску, боль в ногах, в боку; помнил общее впечатление несчастий, страданий людей; помнил тревожившее его любопытство офицеров, генералов, расспрашивавших его, свои хлопоты о том, чтобы найти экипаж и лошадей, и, главное, помнил свою неспособность мысли и чувства в то время. В день своего освобождения он видел труп Пети Ростова. В тот же день он узнал, что князь Андрей был жив более месяца после Бородинского сражения и только недавно умер в Ярославле, в доме Ростовых. И в тот же день Денисов, сообщивший эту новость Пьеру, между разговором упомянул о смерти Элен, предполагая, что Пьеру это уже давно известно. Все это Пьеру казалось тогда только странно. Он чувствовал, что не может понять значения всех этих известий. Он тогда торопился только поскорее, поскорее уехать из этих мест, где люди убивали друг друга, в какое нибудь тихое убежище и там опомниться, отдохнуть и обдумать все то странное и новое, что он узнал за это время. Но как только он приехал в Орел, он заболел. Проснувшись от своей болезни, Пьер увидал вокруг себя своих двух людей, приехавших из Москвы, – Терентия и Ваську, и старшую княжну, которая, живя в Ельце, в имении Пьера, и узнав о его освобождении и болезни, приехала к нему, чтобы ходить за ним. Во время своего выздоровления Пьер только понемногу отвыкал от сделавшихся привычными ему впечатлений последних месяцев и привыкал к тому, что его никто никуда не погонит завтра, что теплую постель его никто не отнимет и что у него наверное будет обед, и чай, и ужин. Но во сне он еще долго видел себя все в тех же условиях плена. Так же понемногу Пьер понимал те новости, которые он узнал после своего выхода из плена: смерть князя Андрея, смерть жены, уничтожение французов. Радостное чувство свободы – той полной, неотъемлемой, присущей человеку свободы, сознание которой он в первый раз испытал на первом привале, при выходе из Москвы, наполняло душу Пьера во время его выздоровления. Он удивлялся тому, что эта внутренняя свобода, независимая от внешних обстоятельств, теперь как будто с излишком, с роскошью обставлялась и внешней свободой. Он был один в чужом городе, без знакомых. Никто от него ничего не требовал; никуда его не посылали. Все, что ему хотелось, было у него; вечно мучившей его прежде мысли о жене больше не было, так как и ее уже не было. – Ах, как хорошо! Как славно! – говорил он себе, когда ему подвигали чисто накрытый стол с душистым бульоном, или когда он на ночь ложился на мягкую чистую постель, или когда ему вспоминалось, что жены и французов нет больше. – Ах, как хорошо, как славно! – И по старой привычке он делал себе вопрос: ну, а потом что? что я буду делать? И тотчас же он отвечал себе: ничего. Буду жить. Ах, как славно! То самое, чем он прежде мучился, чего он искал постоянно, цели жизни, теперь для него не существовало. Эта искомая цель жизни теперь не случайно не существовала для него только в настоящую минуту, но он чувствовал, что ее нет и не может быть. И это то отсутствие цели давало ему то полное, радостное сознание свободы, которое в это время составляло его счастие. Он не мог иметь цели, потому что он теперь имел веру, – не веру в какие нибудь правила, или слова, или мысли, но веру в живого, всегда ощущаемого бога. Прежде он искал его в целях, которые он ставил себе. Это искание цели было только искание бога; и вдруг он узнал в своем плену не словами, не рассуждениями, но непосредственным чувством то, что ему давно уж говорила нянюшка: что бог вот он, тут, везде. Он в плену узнал, что бог в Каратаеве более велик, бесконечен и непостижим, чем в признаваемом масонами Архитектоне вселенной. Он испытывал чувство человека, нашедшего искомое у себя под ногами, тогда как он напрягал зрение, глядя далеко от себя. Он всю жизнь свою смотрел туда куда то, поверх голов окружающих людей, а надо было не напрягать глаз, а только смотреть перед собой. Он не умел видеть прежде великого, непостижимого и бесконечного ни в чем. Он только чувствовал, что оно должно быть где то, и искал его. Во всем близком, понятном он видел одно ограниченное, мелкое, житейское, бессмысленное. Он вооружался умственной зрительной трубой и смотрел в даль, туда, где это мелкое, житейское, скрываясь в тумане дали, казалось ему великим и бесконечным оттого только, что оно было неясно видимо. Таким ему представлялась европейская жизнь, политика, масонство, философия, филантропия. Но и тогда, в те минуты, которые он считал своей слабостью, ум его проникал и в эту даль, и там он видел то же мелкое, житейское, бессмысленное. Теперь же он выучился видеть великое, вечное и бесконечное во всем, и потому естественно, чтобы видеть его, чтобы наслаждаться его созерцанием, он бросил трубу, в которую смотрел до сих пор через головы людей, и радостно созерцал вокруг себя вечно изменяющуюся, вечно великую, непостижимую и бесконечную жизнь. И чем ближе он смотрел, тем больше он был спокоен и счастлив. Прежде разрушавший все его умственные постройки страшный вопрос: зачем? теперь для него не существовал. Теперь на этот вопрос – зачем? в душе его всегда готов был простой ответ: затем, что есть бог, тот бог, без воли которого не спадет волос с головы человека. Пьер почти не изменился в своих внешних приемах. На вид он был точно таким же, каким он был прежде. Так же, как и прежде, он был рассеян и казался занятым не тем, что было перед глазами, а чем то своим, особенным. Разница между прежним и теперешним его состоянием состояла в том, что прежде, когда он забывал то, что было перед ним, то, что ему говорили, он, страдальчески сморщивши лоб, как будто пытался и не мог разглядеть чего то, далеко отстоящего от него. Теперь он так же забывал то, что ему говорили, и то, что было перед ним; но теперь с чуть заметной, как будто насмешливой, улыбкой он всматривался в то самое, что было перед ним, вслушивался в то, что ему говорили, хотя очевидно видел и слышал что то совсем другое. Прежде он казался хотя и добрым человеком, но несчастным; и потому невольно люди отдалялись от него. Теперь улыбка радости жизни постоянно играла около его рта, и в глазах его светилось участие к людям – вопрос: довольны ли они так же, как и он? И людям приятно было в его присутствии. Прежде он много говорил, горячился, когда говорил, и мало слушал; теперь он редко увлекался разговором и умел слушать так, что люди охотно высказывали ему свои самые задушевные тайны. Княжна, никогда не любившая Пьера и питавшая к нему особенно враждебное чувство с тех пор, как после смерти старого графа она чувствовала себя обязанной Пьеру, к досаде и удивлению своему, после короткого пребывания в Орле, куда она приехала с намерением доказать Пьеру, что, несмотря на его неблагодарность, она считает своим долгом ходить за ним, княжна скоро почувствовала, что она его любит. Пьер ничем не заискивал расположения княжны. Он только с любопытством рассматривал ее. Прежде княжна чувствовала, что в его взгляде на нее были равнодушие и насмешка, и она, как и перед другими людьми, сжималась перед ним и выставляла только свою боевую сторону жизни; теперь, напротив, она чувствовала, что он как будто докапывался до самых задушевных сторон ее жизни; и она сначала с недоверием, а потом с благодарностью выказывала ему затаенные добрые стороны своего характера. Самый хитрый человек не мог бы искуснее вкрасться в доверие княжны, вызывая ее воспоминания лучшего времени молодости и выказывая к ним сочувствие. А между тем вся хитрость Пьера состояла только в том, что он искал своего удовольствия, вызывая в озлобленной, cyхой и по своему гордой княжне человеческие чувства. – Да, он очень, очень добрый человек, когда находится под влиянием не дурных людей, а таких людей, как я, – говорила себе княжна. Перемена, происшедшая в Пьере, была замечена по своему и его слугами – Терентием и Васькой. Они находили, что он много попростел. Терентий часто, раздев барина, с сапогами и платьем в руке, пожелав покойной ночи, медлил уходить, ожидая, не вступит ли барин в разговор. И большею частью Пьер останавливал Терентия, замечая, что ему хочется поговорить. – Ну, так скажи мне… да как же вы доставали себе еду? – спрашивал он. И Терентий начинал рассказ о московском разорении, о покойном графе и долго стоял с платьем, рассказывая, а иногда слушая рассказы Пьера, и, с приятным сознанием близости к себе барина и дружелюбия к нему, уходил в переднюю. Доктор, лечивший Пьера и навещавший его каждый день, несмотря на то, что, по обязанности докторов, считал своим долгом иметь вид человека, каждая минута которого драгоценна для страждущего человечества, засиживался часами у Пьера, рассказывая свои любимые истории и наблюдения над нравами больных вообще и в особенности дам. – Да, вот с таким человеком поговорить приятно, не то, что у нас, в провинции, – говорил он. В Орле жило несколько пленных французских офицеров, и доктор привел одного из них, молодого итальянского офицера. Офицер этот стал ходить к Пьеру, и княжна смеялась над теми нежными чувствами, которые выражал итальянец к Пьеру. Итальянец, видимо, был счастлив только тогда, когда он мог приходить к Пьеру и разговаривать и рассказывать ему про свое прошедшее, про свою домашнюю жизнь, про свою любовь и изливать ему свое негодование на французов, и в особенности на Наполеона. – Ежели все русские хотя немного похожи на вас, – говорил он Пьеру, – c’est un sacrilege que de faire la guerre a un peuple comme le votre. [Это кощунство – воевать с таким народом, как вы.] Вы, пострадавшие столько от французов, вы даже злобы не имеете против них. И страстную любовь итальянца Пьер теперь заслужил только тем, что он вызывал в нем лучшие стороны его души и любовался ими. Последнее время пребывания Пьера в Орле к нему приехал его старый знакомый масон – граф Вилларский, – тот самый, который вводил его в ложу в 1807 году. Вилларский был женат на богатой русской, имевшей большие имения в Орловской губернии, и занимал в городе временное место по продовольственной части. Узнав, что Безухов в Орле, Вилларский, хотя и никогда не был коротко знаком с ним, приехал к нему с теми заявлениями дружбы и близости, которые выражают обыкновенно друг другу люди, встречаясь в пустыне. Вилларский скучал в Орле и был счастлив, встретив человека одного с собой круга и с одинаковыми, как он полагал, интересами. Но, к удивлению своему, Вилларский заметил скоро, что Пьер очень отстал от настоящей жизни и впал, как он сам с собою определял Пьера, в апатию и эгоизм. – Vous vous encroutez, mon cher, [Вы запускаетесь, мой милый.] – говорил он ему. Несмотря на то, Вилларскому было теперь приятнее с Пьером, чем прежде, и он каждый день бывал у него. Пьеру же, глядя на Вилларского и слушая его теперь, странно и невероятно было думать, что он сам очень недавно был такой же. Вилларский был женат, семейный человек, занятый и делами имения жены, и службой, и семьей. Он считал, что все эти занятия суть помеха в жизни и что все они презренны, потому что имеют целью личное благо его и семьи. Военные, административные, политические, масонские соображения постоянно поглощали его внимание. И Пьер, не стараясь изменить его взгляд, не осуждая его, с своей теперь постоянно тихой, радостной насмешкой, любовался на это странное, столь знакомое ему явление. Категории: 58°45′00″ с. ш. 42°42′00″ в. д. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 24 апреля 2017; проверки требуют 54 правки. Перейти к навигации Перейти к поиску

Город
Чухлома
Герб
58°45′00″ с. ш. 42°42′00″ в. д.
Страна  Россия
Субъект Федерации Костромская область
Муниципальный район Чухломский
Городское поселение город Чухлома
Глава городского поселения Гусева Марина Ивановна
История и география
Основан в 1381 году
Город с 1381 года
Площадь МО – 57,90 км²
Высота центра 180 м
Часовой пояс UTC+3:00
Население
Население 4906[1] человек (2021)
Катойконим
Цифровые идентификаторы
Телефонный код +7 49441
Почтовый индекс 157130
Код ОКАТО 34246
Код ОКТМО 34646101001
город-чухлома.рф
Чухлома Москва
Кострома
Чухлома

 Медиафайлы на Викискладе

Чу́хлома (Чухломá)[2] — город (с 1381[3]) в Костромской области России, административный центр Чухломского района.

Образует одноимённое муниципальное образование город Чухлома со статусом городского поселения как единственный населённый пункт в его составе[4].

Население — 4906[1] чел. (2021).

Город входил в Перечень исторических городов России 2002 года, в новом Списке 2010 года отсутствует. В ноябре 2019 года включен в перечень исторических поселений регионального значения, утвержденный Костромской областной Думой[5].

Этимология

Впервые название Чухлома упоминается в летописи под 1381 годом. Город находится на озере Чухломское, которое в Солигаличской летописи XIV в. называется «Чудское», этот вариант названия позволяет видеть в основе ойконима Чухлома этноним из ряда чудь, чухна, чухарь, использовавшийся русскими для названия финноязычных народов[6].

География

Город расположен на берегу Чухломского озера, в 50 км от железнодорожного узла Галич.

История

Ранняя история

К X веку относится первое упоминание о поселении на Чухломском озере. Точное время и место основания неизвестны[7]. В X веке город предположительно существовал, но не на южном[8], а на северном берегу Чухломского озера[9].

В летописи Солигаличского Воскресенского монастыря под 1335 годом упоминается, что галичский князь Фёдор Семёнович по дороге из Галича в Солигалич, проехав «великий лес», увидел «Чюдское» (Чухломское) озеро и поселение чуди около него.

В XIV веке на месте чудского городища был построен Аврамиево-Городецкий монастырь[10][11].

Годом основания Чухломы на южном берегу считается 1381 год (год первого упоминания Чухломы в литературных источниках — как города в составе Галич-Мерьского княжества[12]).

В 1381 году в город был сослан московский митрополит Пимен, получивший по подложной грамоте посвящение константинопольского патриарха на Московскую митрополию[13].

Между 1434—1453 годами, в ходе борьбы за великокняжеский стол, князь Дмитрий Шемяка укрепляет Чухлому[13].

В XVI веке чухломские земли составили собственную административно-территориальную единицу — Чухломскую осаду, в центре которой был город Чухлома. По итогам междоусобиц Галичское княжество, и Чухлома в том числе, вошло в состав Московского государства.

Смутное время

Чухлома сильно пострадала в Смутное время.

В 1609 году сильный отряд Лисовского напал на Чухлому, но взять крепость не смог, однако разорил окрестности. В самой Чухломе, по данным дозорной книги 1615 года, значилось тридцать дворов с тридцатью душами мужского пола[13].

XVIII век

В 1719 году по территориальному делению Петра I, Чухлома стала административным центром Чухломского дистрикта и вошла в состав Галицкой провинции Архангелогородской губернии.

Крепость Чухломы просуществовала до 1727 года, когда «великий пожар» уничтожил все постройки[13].

В 1778 году по указу Екатерины II Чухлома стала уездным городом Чухломского уезда Костромского наместничества. С 1796 года — в составе Костромской губернии[12].

XIX век

Удалённая от основных транзитных трактов, Чухлома не относилась к торговым городам. Её население существовало ремеслом и мелкой торговлей. Значительная часть жителей занималась рыбной ловлей и огородничеством. Отсутствие выгонной земли ограничивало возможности для содержания скота и сдерживало развитие маслоделания и сыроварения. Единственным предприятием, существовавшим в Чухломе, был пивоваренный завод откупщика Нелидова, зафиксированный в документах 1844 году.

В 1890 году начали засыпать рвы и разбили на территории остатков городской крепости (кремля) городской сад[13].

XX век

В 1928 году в Костромской губернии проводится районирование. Территориальная единица, административным центром которой является Чухлома, отныне называется не уезд, а район.

В 1929 году Костромская губерния была преобразована в Костромской округ Иваново-Вознесенской (Ивановской) Промышленной области. В 1930 году округа были упразднены, район переходит в непосредственное подчинение области.

В 1936 году Ивановская Промышленная область поделена на Ивановскую и Ярославскую области. Чухлома оказывается в Ярославской.

В 1944 году была образована Костромская область, в состав которой вошли Чухлома и район.

Население

Численность населения
1856[14] 1897[14] 1913[14] 1926[14] 1931[14] 1939[14] 1959[15] 1970[16] 1979[17]
2000 2200 2400 2200 2200 3600 4346 4587 4934
1989[18] 1992[14] 1996[14] 1998[14] 2000[14] 2001[14] 2002[19] 2003[14] 2005[14]
5597 5600 5600 5600 5600 5600 5464 5500 5500
2006[14] 2007[14] 2008[20] 2009[21] 2010[22] 2011[14] 2012[23] 2013[24] 2014[25]
5500 5500 5525 5506 5411 5400 5337 5258 5145
2015[26] 2016[27] 2017[28] 2018[29] 2019[30] 2020[31] 2021[1]
5102 5046 5054 5015 4998 4936 4906

На 1 января 2019 года по численности населения город находился на 1071-м месте из 1115[32] городов Российской Федерации[33].

Экономика

Деревообработка, изготовление срубов домов.

Достопримечательности

Сохранились Успенская церковь (1730, действующая) с шатровой колокольней; Преображенский собор (1746, переделан в пожарное депо). Также в центре Чухломы — остатки земляных валов древней крепости XV века. Ряд кварталов в центре города застроен каменными домами XIX века; большинство построек в Чухломе — деревянные, многие украшены резьбой.

Работает краеведческий музей (c 1919 года).

В 11 км к северу от Чухломы — Авраамиево-Городецкий монастырь (XVII—XIX вв.). Также в окрестностях города — фамильная усадьба Лермонтовых.

На городском кладбище находится могила поэта, драматурга П. А. Катенина, а также могила советского театрального режиссёра, уроженца Чухломского района, А.С. Байкова.

Природной достопримечательностью города является близлежащий водоём — Чухломское озеро.

Улицы

  • Улица Аэродромная
  • Улица Берёзовая
  • Улица Буевская
  • Улица Быкова
  • Улица Васильковая
  • Улица Горького
  • Улица Галичская
  • Улица Дальняя
  • Улица Дорожная
    • Дорожный переулок
  • Улица Загородная
  • Улица Заречная
  • Улица Зелёная
  • Улица Калинина — бывшая Обвальная улица. Важнейший элемент городской планировки — дуговая улица, соединявшая лучи веерной системы улиц и служившая границей регулярного города. При построении города по новому плану 1780 года Чухлома была окопана небольшим рвом, земля которого образовала вал. Вследствие этого улица получила название Обвальная, а в 1843 году — Овальная. При въезде в город со стороны Галича и Кологрива стояли заставы, за которыми располагались кузницы. Современное название улица получила после 1917 года.
  • Улица Катенина
  • Улица Кленовая
  • Улица Лебедева
  • Улица Ленина
  • Улица Лесная
  • Улица Липовая
  • Улица Луговая
  • Улица Мира
  • Улица Молодёжная
  • Улица Набережная
  • Улица Нагорная
  • Улица Некрасова
  • Улица Новая
  • Улица Новикова
  • Улица Овчинникова
  • Улица Октября
    • Переулок Октября
  • Улица Первомайская
  • Улица Писемского
  • Улица Пионерская
  • Улица Полевая
  • Улица Пригородная
  • Улица Рыбацкая
  • Улица Сандеба
  • Улица Садовая
  • Улица Свердлова
  • Улица Свободы
    • Переулок Свободы
  • Улица Семёновская
  • Улица Советская
  • Улица Солнечная
  • Улица Строительная
  • Улица Травяная
  • Улица Ольховая
  • Улица Цветочная
  • Улица Юбилейная
    • Юбилейный переулок
  • Улица Южная
  • Улица А. А. Яковлева

Площади

Бывшая Торговая площадь. В 1917 году переименована в площадь Революции. Своё название площадь получила от того, что здесь построили до пяти корпусов с магазинами. Здесь же на площади в базарные дни происходили продажи крестьянами своих продуктов. С 24 ноября по 1 декабря на площади проходила Екатерининская ярмарка. Здесь была сосредоточена общественная жизнь города. В 1932 году базар был перенесён с этой площади на Кладбищенскую улицу, и был назван Колхозным рынком.

Ярмарки

Одной из ярких страниц истории провинциальной Чухломы XIX — начала XX века удаленной от оживленных путей сообщения, от крупных торговых центров, стали ярмарки. В 1839 году предписанием Костромского губернаторского правления разрешена в Чухломе ежегодная ярмарка с 7 по 14 декабря, которой присвоено звание «Екатерининская». 7 декабря — день Святой Великомученицы Екатерины. Она была самой значительной из всех ярмарок уезда, наступления которой ждали за месяц и более. За неделю до открытия ярмарки на площади строились торговые балаганы для приезжих купцов.

Чухломская крепость

Время возведения Чухломской крепости неизвестно. Приблизительно — это конец XV начало XVI веков. Крепость находилась на высоком холме у впадения в озеро речки Сандебы. С южной стороны крепость защищал обрыв речного берега, с запада — крутые склоны холма к озеру, а с севера и востока — насыпные валы и рвы, в линию которых входили два пруда. Высота валов с напольных сторон достигала 4 метров, а с остальных не более 1,5 м. Крепость имела форму неправильного четырёхугольника. На валах были поставлены деревянные стены с четырёхугольными башнями, из которых четыре закрепляли углы, а две, на северной и восточной сторонах, были проездными. Систему обороны дополняли ещё три башни, находившиеся внутри стен: высокая пирамидальная дозорная с несколькими ярусами обходных галерей-балконов и две более низких, с одним ярусом обходов. Мощные укрепления крепости позволили удержать её во время осады поляками в 1609 году.

На территории крепости располагался соборный комплекс. Рядом с храмами стояли воеводский двор, приказная изба, подворье Авраамиева монастыря, осадные дома бояр Б. И. Морозова, Г. И. Майкова, Г. И. Горихвостова, И. Я. Колтовского.

Чухломская крепость просуществовала до 1727 года, когда «великий пожар» в своём неистовом буйстве уничтожил все постройки. Во всепожирающем пламени погибли боевые башни и стены града Чухломы, в огненном фейерверке исчезли казённые и частные дома. Только пепел и тлеющие головёшки остались от городского кремля. На территории древней крепости сейчас находится городской парк.

Преображенский собор

Преображенский собор построен в 1747 г. на средства П. М. Нелюбова и прихожан, сменив на этом месте деревянную Никольскую церковь. Позднее, уже во второй половине XVII века в нескольких метрах западнее была возведена колокольня. Вслед за этим между храмом и колокольней выстроили двухпредельную трапезную. В 1870-х годах по сторонам колокольни были возведены две симметричные палатки для ризницы и сторожки. Несмотря на плохую сохранность Преображенский собор является одним из самых ярких в Костромской области памятников своего времени.

Собор расположен в центральной части города к юго-западу от древних валов. В 1723 году, в царствование Петра I, священник Лука Васильев и церковный староста Григорий Дмитриев написали прошение в синодальный приказ о том, что «церковь от древности очень ветхая и службы Божьи в ней вести невозможно». Началось строительство новой каменной церкви. Через семь лет в июле 1730 года приделы каменной церкви были построены и к освящению готовы, но сама церковь была ещё не достроена. Освящение состоялось 31 июля. Именно эту дату принято считать началом истории единственной из сохранившихся церквей города Чухломы.

Александровская богадельня

Александровская богадельня для призрения престарелых открыта 30 августа 1889 года. Уездное земство, желая увековечить память Александра II, решило отдать городу двухэтажный полукаменный дом, построенный в последней четверти XIX в. Здание, ставшее главным корпусом богадельни, переоборудовали и ассигновали 5 тысяч рублей на содержание призреваемых. Попечителем был назначен И. И. Июдин. В 1892 г. на средства петербургских купцов Д. Л. Парфенова и И. Н. Боева на втором этаже богадельни устроили домовую церковь. Двухъярусную деревянную звонницу поставили слева от дома по красной линии улицы. В годы Первой мировой войны в богадельне устроили лазарет, а после Октябрьской революции её передали под школу.

Детский приют

Детский приют — пример характерного для своего времени крупного благотворительного комплекса, играющего значительную роль в формировании исторической градостроительной среды Чухломы. Построен на средства уроженцев деревни М. Светицы купцов братьев Парфеновых. Сначала, в 1903—1905 годах, был сооружен главный корпус, а вслед за ним южный корпус и две постройки, предназначенные для размещения персонала. Территория комплекса в начале XX века была благоустроена регулярными липовыми посадками. В первые годы становления советской власти в зданиях приюта разместилась городская больница.

Известные уроженцы

5 февраля 2011 1 Комментарии отсутствуют 6 273 просмотров

(Всего 26 фото)

Источник: ЖЖ/nub1an

1) Годом основания г. Чухломы на южном брегу считается 1381 год. Удаленная от основных транзитных трактов Чухлома не относилась к торговым городам.

2) Её население существовало ремеслом и мелкой торговлей. Значительная часть жителей занималась рыбной ловлей и огородничеством. Отсутствие выгонной земли ограничивало возможности для содержания скота и сдерживало развитие маслоделания и сыроварения. Единственным предприятием, существовавшим в Чухломе, был пивоваренный завод откупщика Нелидова, зафиксированный в документах 1844 г.

3) Настоящий уютный провинциальный городок. Тихие улочки, старые дома.

4) Успенская церковь, ей почти три сотни лет.5

5) Но наш путь лежит на восток. Туда, где уже почти никто не живет. Туда, где за церквями уже никто не следит. Асфальт пропадает и начинается грейдер.

6) Потом пропадает и он.

7) Проезжаем последние деревни, где еще есть жизнь.

8) Здесь еще есть дети, есть техника, возделываются поля.

9) Но жилых домов немного, церкви уже давно никому не нужны. Большие, величественные, так и стоят они десятилетиями в лесу.

10) Тем временем, дорога ухудшается. По этому мосту уже не проехать.

11) Дорога петляет, впереди дома, в которых давно никого не было.

12) Тихо, спокойно и речка есть.

13) А вот рядом и еще одна церковь. Тоже древняя и тоже абсолютно заброшенная.

14) Где-то здесь прямо среди деревьев стоит терем. Теперь это лесной терем.

15) Дом шикарно декорирован, резьба, стекла в дверях. По легенде его построил богатый помещик для своей любимой женщины. Так и жила она здесь. Может быть это просто легенда, но кто знает, вдруг и правда она ожидала любимого на этом балконе?

16) Но снова дальше на восток. Дороги превращаются в направления.

17) А иногда и в болота. Здесь явно в этом году никого не было.

18) Упираемся в речку. Пешеходный мост. Кто сделал его, когда?

19) Но мостик жив и переходим по нему к церкви. Она совсем здесь одна и даже стекла живы, и кресты.

20) Недалеко снова деревня. Крепкие дома, кто знает сколько они здесь пустуют и сколько еще продержатся?

21) Дорога продолжает радовать, от мостов уже остались только названия.

22) Быстро темнеет, но мы уже недалеко от цивилизации.

23) А на следующий день был поиск следующего лагеря

24) … были снова церкви …

25) … снова деревни …

26) … было тихо и спокойно в этих глухих местах.

Добавление комментария

В предыдущих частях своего отчета я уже рассказывал про то, я вместе с друзьями съездил в 4-дневную поездку по Вологодской и Костромской области. Я уже рассказал про то, как мы, приехав утром 4 августа в Тотьму, провели в ней полтора дня, гуляя по городу и осматривая достопримечательности, а потом, доехав на автобусе до пос. Гремячий, совершили незабываемую поездку на мотовозе по Монзенской железной дороге. Я уже рассказал и про древний город Солигалич, куда мы приехали из Тотьмы, и где мы провели пол дня, гуляя городу. В последней же части своего отчета я хочу рассказать про поездку в Чухлому и Галич. Чухлома – один из древних городов Костромской области. Хотя официальной датой основания города и считается 1381 год, есть все основания полагать, что поселение на этом месте существовало и ранее. Начальные страницы истории города – это время бесконечных междоусобных воин и татарских набегов. Поселение многократно разорялось и заново отстраивалось. В середине XV века в 1434 – 1453 годах Чухлома укрепляется – на том месте, где сейчас располагается городской парк возводится деревянная крепость, отсыпаются земляные валы. В XVI веке Чухлома входит в состав Московского государства, но долгожданного покоя это не принесло – многочисленные набеги татар и польско-литовских отрядов продолжались. В 1609 году после очередного набега Чухлома оказалась практически стерта с лица земли – устояла лишь крепость, окрестные же деревни были преданы огню. Позже город отстроился благодаря торговле, рыболовству и лесному промыслу, но особого развития он так и не получил. А крепость сгорела в 1727 году и больше не восстанавливалась – лишь остатки земляных валов напоминают о её прошлом величии. Сейчас Чухлома – маленький городок на берегу Чухломского озера с совсем небольшим историческим центром и пригородами, больше напоминающими деревню. К северу от Чухломы, примерно в 12 км, на берегу озера располагается очень древний Авраамиев монастырь, история которого уходит еще в более древние времена, чем история самого города. Но в монастырь мы заезжать не стали, слишком уж редко там ходят автобусы, а 3 часа слишком много для него. А в Чухломе мы погуляли несколько часов, осмотрели исторический центр, погуляли по окраинам, желающие искупались в озере. Фотографий совсем немного. image image Успенская церковь. Была построена в 1730 году на месте ранее существовавшей деревянной церкви. В конце XIX века частично была перестроена. image Памятный камень к 600-летию города. image Памятник Ленину. image Вид с бывших крепостных валов. image Чухломское озеро. Осмотрев Чухлому, и переночевав в гостинице, утром следующего дня мы продолжили наш маршрут и поехали в Галич, где и провели весь воскресный день, прежде чем уехать в Москву ночным поездом. Галич – один из древнейших городов Костромской области. Когда он был основан не известно, но судя по археологическим раскопкам поселения в тех местах существовали еще в древнейшие времена. По официальной версии датой основания города считается 1159 год, именно тогда на Шемякинской горе Дмитрием Долгоруким была построена крепость – городище Балчуг. Я не буду сейчас подробно пересказывать древнюю историю Галича, интересующиеся могут посмотреть много интересных материалов здесь: http://www.galich44.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=8&Itemid= Если же кратко, то уже в XIII веке Галич становится центром отдельного уездного княжества и в те времена он был крупнее и богаче Москвы. На протяжении последующих нескольких сотен лет, вплоть до середины XV века Галич находился в центре бесконечных междоусобных войн. Лишь в 1450 году Галич был окончательно присоединен к Московскому княжеству. Но спокойствие это городу не принесло, город подвергался многочисленным набегам татар, поляков и литовцев. В 1609 году Галич был полностью сожжен поляками. Но благодаря своему удачному геополитическому положению (через город в те времена проходили важные торговые пути) город в скором времени заново отстроился. Вплоть до начала XVIII века Галич был одним из основных торговых центров Костромской земли. Лишь в XVIII веке Галич теряет свое положение крупного торгового центра и становится уездным городом Костромской губернии. Но хватит об истории, пора рассказать и про нашу прогулку, тем более в Галиче посмотреть можно было гораздо больше, чем в Чухломе. Осмотр самого города мы начали с северной стороны, с Рыбной Слободы.Известна она тем, что еще с древних времен, проживающим в ней жителям, было даровано исключительное право заниматься рыбной ловлей в Галичском озере. В Рыбной Слободе существует храмовый комплекс (летняя Васильевская церковь 1768 года и зимняя Введенская церковь 1798 года), который по сохранившемуся преданию был построен рыбаками на свои средства. Галичское озеро. В Рыбной Слободе. Колокол рядом с Введенской церковью. Церковь Введения Пресвятой Богородицы во Храм в Рыбной Слободе (1798). Церковь Василия Великого в Рыбной Слободе (1768). Памятный крест на месте древнего Зачатьевского женского монастыря. Погуляв по Рыбной Слободе, мы слазили на Шемякинскую гору. Именно там в древние времена располагался Галичский кремль. Сейчас же оттуда открываются виды на город. Виды на город с Шемякинской горы. Беседка на вершине Шемякинской горы. В память о разорении города поляками в 1609 году на Шемякинской горе установлен памятный крест. С Шемякинской горы также можно увидеть Троицкий собор древнего Николаевского Староторжского женского монастыря. По преданию сама обитель была основана на рубеже XV и XVI веков. Первоначально монастырь был мужским, но в 1668 году он был обращен в женский. Монастырь был закрыт в советское время, сейчас на территории располагается педагогическое училище. Троицкий собор Николаевского Староторжского женского монастыря (1859). В настоящее время закрыт на реставрацию. Осмотрев монастырь, мы продолжили наш путь в центр города. По дороге к центру. Развалины церкви Вознесения Господня (1801). В центре города. Торговые ряды (1825). Церковь Николая Чудотворца (1683). Пруд в центре города. Рядом видны земляные валы крепости, которая была построена недалеко от нынешнего центра в XV веке. Позже в 1609 году крепость была сожжена поляками и более не восстанавливалась. Козьмодемьянская церковь (1755). Успенский Паисиев монастырь. Один из древнейших монастырей Костромской области (существовал еще в XIV веке). Современный архитектурный ансамбль сложился в XVII – XIX веках. Монастырь находится недалеко от Галича, примерно в 1,5 км на юг от города. От монастыря к станции можно достаточно быстрой дойти по живописной дорожке через сосновый бор. Погуляв по городу и осмотрев монастырь, мы напоследок сходили на берег озера, а уже оттуда пошли на поезд. Этим и закончилась наша 4-дневная поездка по Вологодской и Костромской области. Все фотографии из Галича и Чухломы можно увидеть здесь: https://picasaweb.google.com/103787828238522448161/20110807# https://picasaweb.google.com/103787828238522448161/2011080602

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий