Подскажите город Алматы это Россия???

Эпоха средневекового поселения

По памятникам древности, обнаруженным археологами на территории современной Алма-Аты, можно судить, что данная местность издавна была заселена кочевыми и полуоседлыми племенами. Наиболее характерными памятниками этого региона являются курганы саков VI—III вв до н. э., самые крупные из которых высотой до 20 м и диаметром основания более 100 м располагались на берегах рек Большой и Малой Алматинок, Есентая (Весновки), Аксая. В настоящее время большинство курганов погребены под жилой застройкой города.

Сменившие саков племена усуней судя по находкам археологов (серпы, зернотёрки, простейшие оросительные системы и другие) были хорошо знакомы с земледелием и мели постоянные поселения.

В дальнейшем территория Семиречья последовательно входила в Западно-тюркский, Тюргешский и Карлукский каганаты, государство Караханидов. При карлуках в предгорной полосе Заилийского Алатау начали появляться оседлые земледельческие поселения на местах постоянных зимовок (кыстау) и города как ставки кочевой знати.

В VIII—X веках на территории современной Алма-Аты находилось несколько небольших поселений, одно из которых предположительно называлось Алмату (Алматы) и находилось на Великом Шёлковом пути.

В начале XIII века регион Алма-Аты, как и всё Семиречье, подвергся монгольскому завоеванию. События того времени были описаны известным государственным деятелем Захиром ад-Дином Мухаммедом Бабуром, в его мемуарах Алма-Ата названа в числе разрушенных городов. В источниках, описывающих события XIV века, город называется Алмалык. Так, Шереф-адДин Йезди, описывая поход Тимура в Могулистан в 1390 году, пишет что тимуридское войско двигалось из Ташкента к Иссык-Кулю, затем на Кок-Тобе, миновало Алмалык и далее через Каратал на Иртыш. К концу XVI века от Алмату осталась лишь небольшая часть, в которой проживали казахи рода дулат Старшего жуза.

Во второй декаде сентября 2016 года в Казахстане на государственном уровне отмечалось 1000-летие города.

Верный

imageНачало современному городу было положено 4 февраля 1854 года, когда русским правительством было принято решение построить на левом берегу реки Малая Алматинка военное укрепление.

С середины 1855 года в укрепление начали прибывать русские переселенцы. В 1859 году командированный из Петербурга геодезист Голубев отметил Верное точкой, и это место впервые появилось на картах мира. 11 апреля 1867 года город Верный стал центром Семиреченской области в составе Туркестанского генерал-губернаторства. 13 июля 1867 г. было учреждено Семиреченское казачье войско. 28 мая 1887 года произошло сильнейшее Верненское землетрясение, в котором погибло 322 человека, было разрушено 1798 кирпичных домов. Некоторые постройки того периода сохранились и сейчас являются памятниками истории, архитектуры и охраняются государством. В память о трагедии горожане поставили часовню, которая была снесена в 1927 году.

В городе Верный в 1897 году проживало 22 744 человека, распределение населения по родному языку был следующим: великорусский (русский) — 58,3 %, таранчи (уйгурский язык) — 8,7 %, киргиз-кайсакский — 8,2 %, сартский — 7,0 %, малорусский (украинский) — 5,5 %, китайский — 5,4 %, татарский — 5,3 %.

Накануне 1913 года в городе проживало более 41 тыс. человек, имелось 59 промышленных предприятий.

Алма-Ата в советский период

Индустриализация

После 1941 года, благодаря массовой эвакуации заводов и рабочих из европейской части СССР во время Великой Отечественной войны, Алма-Ата из административно-торгового пункта с пригранично-охранным назначением и слаборазвитой промышленностью превратилась в один из крупнейших промышленных центров Советского Союза. Особую роль в этом процессе сыграло расположение города, находившегося в глубоком тылу. За 1941—1945 годы промышленный потенциал города увеличился в разы. Экономически активное население города выросло с 104 тысяч человек в 1919 году до 365 тысяч в 1968 году. В 1967 году в городе насчитывалось 145 предприятий, причём основная их масса — предприятия легкой и пищевой промышленности, что несколько отличало город от типичного советского уклона в сторону тяжёлой промышленности и производства средств производства. Главными отраслями промышленности являлись imageпищевая (36 % валовой продукции промышленности), базирующаяся в основном на местном обильном плодоовощном сырье, и лёгкая промышленность (31 %). Основные заводы и предприятия пищевой промышленности: мясоконсервный, мукомольно-крупяной (с макаронной фабрикой), молочный, шампанских вин, плодоконсервный, табачный комбинаты, кондитерская фабрика, заводы ликёро-водочный, винный, пивоваренный, дрожжевой, чаеразвесочная фабрика; лёгкой промышленности: текстильный и меховой комбинаты, фабрики хлопкопрядильная, трикотажная, ковровые, обувные, швейные, полиграфический и хлопчатобумажный комбинат. Тяжёлая промышленность составляла 33 % производства и была представлена предприятиями тяжёлого машиностроения, имеются заводы электротехнический, литейно-механический, вагоноремонтный, ремонтно-подшипниковый, стройматериалов, деревообделочный, железобетонных конструкций и строительных деталей, домостроительный комбинат.

Современность

В 1997 году Указом Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева столица была перенесена в Акмолу, переименованную полгода спустя в Астану. На данный момент Алма-Ата является научным, культурным, историческим, производственным и финансовым центром страны. В Алма-Ате пока остаются Национальный банк Республики Казахстан и некоторые посольства, остальные правительственные учреждения переведены в Астану. 1 июля 1998 года был принят Закон об особом статусе города. Алма-Ату неофициально называют «Южной столицей».

В июне 2007 года город был добавлен в список самых дорогих городов мира для иностранцев, оказавшись в тридцатке.

Всё бóльшую проблему для горожан создает увеличившийся многократно автопарк города. Летом 2007 года официально было объявлено, что в Алма-Ате зарегистрировано 500 тысяч единиц автотранспорта. Всё меньше становится дней, когда можно наблюдать из города снежные вершины. Чаще видно только грязно-жёлтый туман, закрывающий горизонт. Руководство озабочено этой проблемой, с большим запозданием начато строительство транспортных развязок и Восточной объездной дороги, прилагаются усилия для завершения ещё советского долгостроя — метро.

С конца 1990-х до середины 2008 года город переживал период экономического и инвестиционного бума, а также интенсивного строительства

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Фото – Ибрагим КУБЕКОВ

Этот очень старый вопрос, который затрагивался многократно, возник вновь после того, как все новостные порталы Казахстана сообщили о том, что поэт и общественный деятель Олжас СУЛЕЙМЕНОВ на встрече с Президентом Казахстана Касым-Жомартом ТОКАЕВЫМ предложил вернуть “историческое название Алматы – Алма-Ата”, поскольку этого хотят “многие жители крупнейшего мегаполиса”.

Древние монеты

Действительно, многие ностальгируют по старому советскому названию – Алма-Ата, которого город лишился 25 лет назад. А вот что касается “исторического названия” – это огромный вопрос.

– Как административный и экономический центр Алматы сформировался примерно в Х веке, – утверждал академик-археолог Карл БАЙПАКОВ, подчеркивая название города: “именно Алматы, а не Алма-Ата”. – На территории нынешнего Военного института КНБ РК археологи нашли остатки крупного города, а во время строительных работ – остатки построек и массу интересных вещей. Например, кузнечную мастерскую и сделанные здесь топоры, гончарные изделия, которые могли производиться только в крупных ремесленных центрах. И самый важный артефакт – существовавший в этом городе крупный монетный двор. На деньгах обычно указывались название монетного двора и имя государя, от имени которого они чеканились.

На найденных двух десятках монет написано на арабском, что они чеканились в 1271–1272 годах в городе Алматы. То есть уже в XIII веке город носил то же название, что и теперь.

Алматы – Верный – Алма‑Ата – Алматы

Доктор исторических наук, знаток древнемонгольского языка Зардыхан КИНАЯТУЛЫ утверждал, что местность Алматы существовала, возможно, и гораздо ранее ХIII века.

Фрагмент любопытнейшего интервью с ученым: “Русский историк ХХ века Владимир Бартольд писал, что “постоянные смуты, происходившие в ХIV веке в Средней Азии, привели к полному разорению населения и оставлению ими городов”. Он имел в виду период завоевательных, захватнических и разорительных походов правителя Мавераннахра – эмира Тимура против средневековых государств Могулистан (Жетысу и Восточный Туркестан), Ак-Орда (степная территория Казахстана) и Золотая Орда (территория западнее Урала).

В 1370–1390 годах Тимур совершил более десятка жестоких и разрушительных походов против вышеназванных государств. Многие города на территории Казахстана – Сыганак, Сауран, а также сотни других населенных пунктов, пришли в упадок.

Разрушение Алматы тоже относится к этому времени. Этот факт зафиксирован в “Тарих-и Рашиди” тюркского государственного деятеля Мухаммада Хайдара Дулати, автора ряда исторических трудов XVI века, где, кстати, кроме всего прочего, дается и точное название города – “Алматы”.

Автор, в частности, пишет: “Тимур отправил эмира Бахрама-джалаира, Хитай Бахадура и Шайх-Али Бахадура. Они дошли до рубежей Алматы, и на берегу реки Айша Хатун произошла битва с людьми караитского племени (кереями). После битвы они заключили мир и вернулись к эмиру Тимуру тот не одобрил этот мир и сам отправился в эти края”. Из этого следует: раз повелитель, не согласившись с мнением своих соратников, отправился в поход сам, то уничтожение города произошло наверняка, так как после этих событий Алматы надолго перестает упоминаться в исторических хрониках.

Письменное упоминание о нем спустя века появляется на военной карте джунгарского завоевателя Цэван-Рабдана в 1723–1727 годах, которая раньше хранилась в Урумчи. Чокан Валиханов использовал ее в своих “Записках о киргизах”.

Он сделал перечень географических названий регионов Тарбагатая и Северного Тянь-Шаня, которые имеются на этой карте. Среди них исследователь очень четко на древнемонгольском написал “Алматы”.

Название Алматы значится еще и в материалах биографии Зая-Пандита – монгольского историка и религиозного деятеля, создателя “ясной письменности” (“тодо-бичиг”). В оставленных им летописях наряду с названиями Талгар и Курти стоит и Алматы. Запись относится ко второй половине ХVII века. “Название «Алма-Ата» – это признание того, что здесь была голая степь и все построили колонизаторы” – Канат Тасибеков

Когда в 1850 году в Жетысу прибыл с войском полковник Гудковский, замок Алматы уже стоял. Поскольку его охраняли три тысячи местных жителей, то он не решился взять город штурмом и ушел восвояси. В 1851 году прибыл уже другой полковник – Карбышев. Он разрушил и сжег Алматы. И в 1854 году на месте города было возведено укрепление Верный.

В 1921 году по инициативе председателя народных комиссаров республики Ораза Жандосова Верный был переименован в Алма-Ату.

И лишь обретя свою независимость, первая столица суверенного Казахстана вновь вернула свое настоящее название – Алматы, соответствующее грамматике казахского языка.

Это слово имеет древнетюркские корни. “Алма” – “яблоко”, “т” или слог “ты” – суффикс, который дается названиям населенных пунктов, отличающихся особенностью расположения, флорой, фауной, родом занятий населения. В казахской топонимике терминов с суффиксом “т” и “ты” – десятки: Курты, Камысты, Ендирты, Шидерты и так далее.

Практика, когда в названии разных населенных пунктов присутствует одинаковый суффикс, кстати, распространена во многих языках. В России, например, Пирогово, Камышово, Горцево. В Молдавии – Теленешти, Корнешти, в Монголии – Бургасты, Хандыгайты, Дерсты… И таких примеров можно привести множество.

Что говорят алматинцы

По мнению алматинца Асылбека БИСЕНБАЕВА, переименования Алматы уже не должно быть.

– Я просто заглянул в словари, – написал он на своей страничке в  . Слово “алматы” в переводе с казахского означает “яблочный”, “яблоневый” (алма – “яблоко”, “ты” – показатель прилагательного, обозначающего признак). Следовательно, Алматы можно перевести как место, где растут яблони. Действительно, в окрестностях Алматы сохранились реликтовые яблоневые рощи.

“Алма-Ата” же – не казахское название, оно не отвечает правилам словообразования казахского языка. Это искаженное употребление слова “алматы”. Попытка перевести название города как “дедушка яблок” является народной этимологией.

Президент Казахской академии спорта и туризма Кайрат ЗАКИРЬЯНОВ с этим категорически не согласен. Как менеджер, воплотивший в жизнь не один удачный проект, он считает, что идею с возвращением прежнего названия надо использовать для развития туризма.

– Олжас Сулейменов прав, когда говорит, что если уж следовать лингвистике казахского языка, то город должен называться не Алматы, а Алмалы, хотя, с другой стороны, у нас есть немало слов, которые заканчиваются на суффикс “ты”, – говорит он. – Но я о другом. Исследования ученых-биологов из разных стран мира говорят о том, что прародительница всех яблонь на земле, так называемая яблоня Сиверса, выросла в предгорьях Алматы.

С этой точки зрения, название города “Алма-Ата” – “отец яблок” – будет верным.

Отсюда логическая цепочка: если мы откажемся от теории Дарвина об эволюционном пути происхождения человека, а примем божественную теорию сотворения мира, то первые люди, выходит, гуляли возле той самой яблони. Замечу: только у казахов слово “адам” означает “человек”, у всех остальных – имя собственное: Адам Бременский, Адам Смит и прочие. В переводе с древнетюркского адамЕ (изначально было так) означает “я отец”. Потом буква “е” ушла, остался “адам”.

Или Ева. “Е” с древнетюркского переводится как “жилище”, то есть “ева” – это “хозяйка жилища”.

Теперь о слове “алма”. По-казахски – это не только существительное, обозначающее в переводе на русский “яблоко”, но и глагол – “не бери”, “не трогай”.

Много таких случайностей нанизывается в одну логическую цепочку. Всевышний, показывая на дерево в сотворенном им саду, сказал: “Не трогай!”. И оно, это слово, за тем деревом закрепилось. Таких случаев, кстати, в мировой лингвистике много. Взять историю слова “кенгуру”. Первые европейцы, попавшие в Австралию, увидев странное сумчатое животное, спросили туземцев, как оно называется. Те ответили: “Кен гу ру”. (“Я не понимаю тебя”.). И это словосочетание стало названием этого животного.

Мне кажется, что если в одном из скверов нашего прекрасного города поставить памятник первой дикой яблоне Сиверса и гуляющим возле нее первым людям – Адаму и Еве – с указующим на них перстом Всевышнего, который говорит: “Алма”, то отбою от туристов со всего мира не будет! Ведь те же англичане, привлекая в свою страну туристов, старательно культивируют легенды-страшилки о призраках, обитающих в старинных замках.

P. S. Что касается позиции главы государства по поводу очередного переименования города, то, по словам Олжаса Сулейменова, “…он поддержал эту инициативу. Но он сказал, что народ должен сам решить”. Советник Касым-Жомарта Токаева Ерлан КАРИН, внося ясность в этот вопрос, сообщил СМИ: по мнению Президента, сейчас необходимо сконцентрироваться на более актуальныx задачаx развития Алматы.

АЛМАТЫ

За время своего существования Алма-Ата успела побывать военным укреплением, носила название Верный и даже имела статус столицы Казахстана. Хотя формально главным городом страны теперь является Астана, Алма-Ата сохранила за собой право называться культурным и экономическим центром государства.

Благодаря расположению в предгорье Заилийского Алатау, город получил возможность обзавестись самым крупным высокогорным спортивным комплексом мира – Медео. Он появился ещё во времена СССР, а позже был модернизирован. На улицах Алма-Аты также можно запросто встретить рядом свидетельства разных эпох. Особую роль в городском устройстве играют фонтаны. Они – не только объекты декора, но и части сложной системы орошения. В особо засушливые периоды 125 фонтанов не дают зелёным насаждениям погибнуть.

Отели в Алма-Ате Лучшие отели и гостиницы по доступным ценам. от 500 рублей/сутки

Что посмотреть и куда сходить в Алмате?

Самые интересные и красивые места для прогулок. Фотографии и краткое описание.

Медео

Самый крупный в мире высокогорный спортивный комплекс. Построен в 1972 году, а в 2010 году прошла большая реконструкция. Здешний каток именуется «фабрикой рекордов». Природные особенности положительно влияют на результаты конькобежцев, поэтому за всё время в Медео было поставлено больше 200 мировых рекордов. В 2011 году отсюда проложили канатную дорогу до курорта Чимбулак.

Гора Кок-Тюбе

В прошлом называлась Веригина гора. С высоты 1130 метров открывается живописный вид на город. Добраться до вершины можно на машине или по канатной дороге. Некоторое время, начиная с 2004 года, гора была закрыта для посещения. Возникла угроза оползня и схода грунта на жилые районы. Проводились обширные работы для предотвращения катастрофы, после ограничения сняли. На Кок-Тюбе установлен памятник «The Beatles».

Телебашня «Коктобе»

Построена на склоне одноименной горы. Работы по возведению затянулись почти на 10 лет и были закончены к 1984 году, когда башня заработала в полную силу. По своим показателям сейсмоустойчивости – одна из самых надёжных в мире. Высота – 371,5 метров. На отметках в 146 и 252 метров организованы смотровые площадки. Есть 3 подземных этажа, которые среди прочего могут служить бомбоубежищем.

Монумент независимости Казахстана

Проектом по поручению Назарбаева занималась авторская группа под руководством Ш. Валиханова. Памятник открыли в 1996 году на Площади Республики. Сама стела имеет высоту 28 метров. На её вершине установлен шестиметровый «Золотой человек», под которым крылатый барс. Всё это символизирует казахскую государственность и её стойкость. Вокруг основания стелы ещё 4 фигуры: дети на жеребцах, а также воплощения Земли и Неба.

Вознесенский собор

Освящён в 1907 году, а строительство заняло меньше 4 лет. Здание получилось просторным и ярким. Над деталями внутреннего оформления работали мастерские Москвы и Киева. Иконостас изготовил Н. Хлудов. Вероятно, всё это вместе взятое спасло собор от разрушения при советской власти: помещения передали под музей. Возвращён РПЦ после ремонта в 1995 году. Является примером сейсмостойкого сооружения.

Центральная мечеть Алма-Аты

Одна из самых крупных мечетей Казахстана. Заложена в 1993 году, построена к 1999 году. На белоснежное здание водружён 36-метровый купол, имеющий диаметр 20 метров. Его украшают аяты из Корана, нанесённые турецкими мастерами. Во время проведения ремонтных работ добавили современную звукоусиливающую систему, которая используется по праздникам. Одновременно в мечети может молиться до 7 тысяч человек.

Свято-Никольский собор

Основан в 1909 году, когда Алма-Аты ещё носил название Верный. Храм поставили на высокий фундамент и наградили семью небольшими главами. В советское время в здании разместился музей атеизма. После войны в собор без крестов и икон вернулись прихожане. Этот храм стал единственным действующим в городе. Полноценный ремонт провели в 90-х. В 2012 году рядом установили памятник святителю Николая.

Центральный государственный музей Казахстана

Относится к числу самых старых в стране и в регионе в целом. Основан в 30-х годах XIX века. Изначально фонды начали собираться в Оренбурге и прошли долгий путь, прежде чем оказаться в Алма-Ате. Скитания коллекции по разным помещениям закончились в 1985 году, когда для музея построили собственное здание. В семи экспозиционных залах разместились выставки на тему истории Казахстана и культурных ценностей.

Театр оперы и балета им. Абая

Первоначально был музыкальной студией, но уже через год после основания в 1934 году получил нынешний статус. В 1941 году труппа перебралась в новое здание. Оно многократно перестраивалось в дальнейшем, но стиль классицизм был сохранён. Здание является памятником архитектуры и даже попало на банкноту в 2 тысячи тенге.

Русский театр драмы им. Лермонтова

Создавался на основе Русского театра драмы в 1933 году. Имя Лермонтова ему присвоили в 1964 году. Событие приурочили в 150-летию со дня рождения литератора. В здании театра на протяжении почти трёх лет шёл капитальный ремонт. Артисты вновь вышли на привычную сцену в 2008 году. Постановки рассчитаны, как на взрослых, так и на детей. Спектакли традиционно ставятся на русском языке.

Музей музыкальных инструментов им. Ыкыласа

Под одной крышей собраны музыкальные инструменты разных народов. Работает музей с 1980 года, и его коллекция постоянно пополняется. На данный момент фонды насчитывают порядка тысячи экземпляров музыкальных инструментов. Уклон сделан в казахскую культуру, но русские уйгуры и дунгане тоже не обделены вниманием. Среди прочего здесь хранятся домбры, принадлежавшие ранее известным артистам и поэтам.

Музей искусств им. А. Кастеева

Основа была заложена на выставке, посвящённой 15-ой годовщине образования Казахстанской ССР. В 1970 году он открылся как музей прикладного искусства, а спустя 6 лет приобрёл нынешний статус. Здание, где располагается коллекция – памятник культуры и истории. С 1983 года музей носит имя Абылхана Кастеева – художника, стоявшего у истоков национального изобразительного искусства.

Казахский государственный цирк

Образованная в 1970 году труппа состояла по большей части из начинающих артистов, прошедших через Московское эстрадно-цирковое училище, а также через местные студии. После распада СССР в коллективе произошло много изменений, он создавался практически заново. Собственное здание цирк имеет с 1972 года. Внутри есть всё необходимое для артистов, в том числе помещения для отдыха и дворы для выгула животных.

Алма-Атинский метрополитен

Единственный на территории Казахстана и второй в Центральной Азии. Открыт в 2011 году. Протяжённость сети – более 11 км, а количество станций в настоящее время доведено до девяти. Метро а Алма-Ате – убыточный для государства вид транспорта. Оно строилось в сложных геологических условиях. До сих пор существуют некоторые риски, поэтому правила эксплуатации неукоснительно соблюдаются.

Зеленый базар

Торговые ряды в Медеуском районе существуют с середины XIX века. К 40-м годам прошлого века оформились навесы над торговыми точками. А в 70-х деревянные конструкции снесли и построили большое единое здание. Общее число мест для торговли стало равняться тысяче в летний период. Следующий этапом расширения пришёлся на 2017 год, когда рядом открыли новый комплекс площадью 20 тысяч м².

Фонтаны Алма-Аты

Являются не просто украшением города: в комплексе с арычной сетью орошают Алма-Ату и не позволяют уличным растениям погибнуть в особо жаркие и засушливые периоды. Первый фонтан открыли в 1948 году. Сейчас их 125, некоторые не одиночные, а представлены в виде фонтанных групп. Все фонтаны запускаются 25 мая и работают до 25 октября. График подачи воды един для всех и не меняется десятилетиями.

Памятник The Beatles

Открытие состоялось в 2007 году на горе Кок-Тобе. Перед тем, как взяться за реализацию проекта скульптор Эдуард Казарян обратился за разрешением к Полу Маккартни. Певец не приезжал на церемонию, но отправил друга. Скульптурная композиция не похожа на памятники, которые возводили в честь ливерпульской четвёрки раньше. Бронзовый Джон сидит на лавочке с гитарой, а его коллеги изображены стоя.

Парк имени первого президента

Дендропарк разбили в 2001 году на территории в 73 га. Здесь встречаются все элементы, свойственные для зелёных городских участков: аллеи, клумбы, места для отдыха, бульвары. Один из дубов посадил сам президент Назарбаев. Многоступенчатый фонтан, украшенный многочисленными деталями, включая знаки зодиака – главная достопримечательность парка. Местность облюбовали не только туристы, но и горожане.

Парк культуры и отдыха им. Горького

Одно из самых популярных мест отдыха в городе. Основан в 1856 году в пойме Малой Алматинки. Территорию засадили семенами растений, свойственных для Центральной России, так как особенности почвы позволяли им прорости. С 1934 году на побережье стали строиться базы отдыха, появились аттракционы. В нынешнее время существует необходимость реконструкции, хотя обветшание практически не сказывается на посещаемости.

Парк имени 28 гвардейцев-панфиловцев

Разбит на месте кладбища в 70-х годах позапрошлого века. Нынешнее название присвоено в честь подвига защитников Москвы. Панфилов и его соратники удостоились скульптурной композиции. На площади в 18 га можно не только прогуляться, но и найти любопытные памятники архитектуры и знаковые городские места, вроде Дома офицеров. В центральной части парка стоит Свято-Вознесенский собор.

Алматинский ботанический сад

Раскинулся на территории в более чем 103 га. Существует с 1932 года. Его статус много раз менялся. Сейчас на базе сада работает несколько исследовательских лабораторий, изучающих разные виды высаженных здесь растений. В нулевых годах была угроза ликвидации ботанического сада. Он располагается в престижном районе, поэтому на земли есть спрос застройщиков. Существует несколько проектов реставрации, но пока процесс не запущен.

Алматинский зоопарк

На площади в 32 га с 1937 года располагается один из самых старых зоологических парков страны. Большая часть территории отведена под пруды с водоплавающими птицами. Обитатели зоопарка распределены по секторам для удобства туристов. Общее число видов – около 500. Из них 77 занесены в Красную книгу. Популярны экскурсии в «Морской аквариум». Есть в зоопарке и особо примечательные звери, например, пара белых львов.

Большое Алматинское озеро

Имеет тектоническое происхождение и находится на высоте 2511 метров над уровнем моря. Береговая линия – примерно 3 км. Размеры высокогорного озера колеблются в зависимости от времени года. Перепады уровня воды достигают 20 метров. Водная гладь меняет свой цвет в палитре от зеленоватого до бирюзового. Хотя Большое Алматинское входит в черту национального парка, теперь оно принадлежит городу.

Тамгалы-Тас

Урочище расположено в 120 км от Алма-Аты. Его особенность – многочисленные наскальные петроглифы. Встречаются буддистские и рунические письмена и рисунки разных периодов. Территория у побережья реки Или находится под охраной государства, однако её часть была передана в долгосрочную аренду частной компании в 2016 году. Также Тамгалы-Тас – буддийский храм под открытым небом.

Чарынский каньон

Располагается в 200 км на восток от города. Является частью одноименного национального парка. Сюда отправляются многочисленные туристические группы из Алма-Аты. Длина каньона – 150 км, высота – до 300 метров. Исследователи считают, что ему более 12 миллионов лет. Среди природных особенностей можно выделить реликтовую ясеневую рощу и большое количество гнездящихся здесь птиц – порядка 100 видов.

image

Сколько лет Алматы – вопрос до сих пор открытый. Мнения разделились, есть аргументированные и не очень. Основанные на реальных фактах и на фактах, притянутых в угоду актуальному политическому раскладу…

Казахстанские историки и археологи утверждают, что Алматы более 1000 лет! Однако я долгое время придерживался другой версии, что город был построен майором Перемышльским в 1854 году. Вернее не город, а военное укрепление, которое уже впоследствии переросло в город. В 19 веке Россия построила несколько таких укреплений-форпостов по линии, обеспечивающей защиту от нападений со стороны Кокандского ханства.

Но с некоторых пор я в своей версии уже не столь уверен. Давайте рассмотрим те факты, на которых основываются различные точки зрения.

Алматы – версия Казахстанских историков

В основе этой версии лежат четыре основных аргумента.

Раскопки древних городищ

Надо сказать, что раскопки эти вести довольно проблематично. Да чего уж там – в большинстве случаев просто невозможно. На месте древних городищ стоят современные здания, залиты асфальтом улицы, разбиты парки, стоят производственные помещения…  И город постоянно разрастается.

Тем не менее, даже в этих условиях были обнаружены древние поселения, так называемые городища, и предметы, свойственные оседлому образу жизни.

image
Кувшины и вазы из городищ Алматы.
image
Керамика и водопроводная труба (Алматы)

А на улице Маметовой, на большой глубине при рытье котлованов, были найдены и остатки канализации.

Кроме того, в городищах были найдены и многочисленные предметы бытовой утвари, кузнечного дела и другие. Причём, находки эти относились к разным периодам, охватывая диапазон от III века до нашей эры до XII века уже нашего времени.

По свидетельствам, некоторые фрагменты городищ и поселений можно было увидеть ещё в конце XIX века и даже в первой половине XX… К сожалению, всё это не было своевременно изучено, а теперь погребено под городскими застройками и навсегда утрачено для науки.

Монеты XIII века с надписью «Балад Алмату»

Бытует мнение, что в 1979 г. на территории бывшего пограничного училища российским востоковедом и нумизматом В. Н. Настичем были найдены две серебряные монеты. Тогда, мол, Настич высказал осторожное предположение о местном жетысуйском происхождении монет и вроде бы о том, что монетный двор в XIII в. мог существовать на территории современного Алматы.

Не знаю, не знаю… Местные историки меня конечно “заклюют”, но мне кажется очень сомнительным, что Настич, вместе с курсантами-пограничниками, бродил между казарм и под листвой или в траве нашёл эти серебряные монеты. Кто бы вообще допустил его на территорию погранучилища? Могло быть, если бы он официально вёл раскопки на каком-то участке училища и на то было получено свыше официальное разрешение. Но Владимир Нилович Настич – востоковед, а не археолог. Тем более, что легенда заканчивается так: «Но те монеты так и не были изучены и ныне утеряны в частных коллекциях».

Я поискал по Интернет – Настич Владимир Нилович, кроме того, что кандидат исторических наук именно по направлению, связанному с востоковедением, ещё и очень уважаемый нумизмат, имеющий высокий авторитет в мире нумизматики. Мог ли он вот так безалаберно отнестись к своей находке? Не верю! Ведь будь такая находка реальностью, он имел бы к ней двойной интерес – и как востоковед, и как нумизмат!

Но с необъяснимой утратой монет история не кончается.

В 1990 г. московский нумизмат Койфман принес Настичу пару монет, найденных на юге Казахстана, таких же, как и те, что были найдены в Алматинском погранучилище.

image
Те самые монеты

И на одной из этих монет В.Н. Настичем были прочтены арабские слова:

Власть [принадлежит] Аллаху Единому, Всемогущему!

Чеканен этот дирхем в балад Алмату в году [1285-86]

Из чего делается вывод:

Источник

В Алматы конца XIII века работал монетный двор, снабжавший серебряной монетой рынки города и его округи. Чеканка серебряных монет — дирхемов была недолговременной, но достаточно интенсивной: она представлена разными парами штемпелей и различными монетными типами и предназначалась прежде всего для обеспечения средствами обращения местного рынка, достаточно удаленного от основных экономических центров Мавераннахра. Этим объясняется и редкость описываемых монет, и их отсутствие в крупных кладах того периода в других пунктах обширного улуса Чагатая, кроме района Алматы, расположенного на самых отдаленных северо-восточных окраинах государства.

Очень может быть. Хотя есть некие противоречия в самом выводе, но об этом позже…

Письменные источники, упоминающие Алматы как город

Первое письменное упоминание – это название Алмату на тех самых монетах…  А до их находки, самым ранним упоминанием города считалось сочинение Бабура XVI в… Вот что он писал:

Фергана — область в пятом климате, находится на границе возделан­ных земель; на востоке от нее — Кашгар, на западе — Самарканд, на юге горы Бадахшанской границы, на севере, хотя раньше были города, подобные Алмалыку, Алмату и Янги, название которого пишут в книгах Тараз, однако в наши времена они разрушены монголами и узбеками, и там совсем не осталось на­селенных мест.

Конечно же наши казахстанские знатоки своей истории сразу дают поправку, мол многие сведения Бабура оказались неверными и устаревшими. И в качестве контраргумента приводят сведения о битве, произошедшей в 1508 году, за престол Могулистана. Сообщение о битве было сделано средневековым историком Мирзой Мухаммадом Хайдаром Дулати в сочинении «Та’рих-и Рашиди» и звучало в том смысле, что сражение произошло в Алмату — известном месте Моголистана.

Основываясь на этой фразе доказывают – видите, битва у стен города Алмату! А почему, собственно, у города? Может быть просто местность так называлась? Тем более, что после этого название «Алматы» не встречается в письменных источниках вплоть до XIX века. Так может не ошибался всё-же Бабур?

Свидетельства майора Перемышльского

image«24 июля, 1853 года.

Алматы

Г. Корпусному Командиру

Рапортом моим от 18 июля № 140 я имел честь доносить Вашему Высокопревосходительству о переправе через р. Или…

…Лесистая местность ущелий, откуда вытекает Иссык, заставила меня тотчас же приступить к обозрению их. По осмотру я двинулся к Талгару и, осмотрев вершины его, в настоящее время я обозреваю Алматы. Далее Алматов лес в горах радеет и делается все доступнее. Выбор к занятию пункта должен пасть на Иссык или Талгар.»

Ничего не указывает на то, что майор Перемышльский увидел город или какое-либо селение. Можно предположить с одинаковой долей вероятности, что под термином «Алматы» он подразумевал, как поселение, так и местность вообще. В равной степени это относится и к Иссыку, и к Талгару – городов там не было.

Вот ещё один рапорт, его текст вошёл во многие исследования:
image
Лист рапорта сильно повреждён

«Г. Корпусному Командиру

Я имел честь доносить Вашему Высокопревосходительству о намерений моем обозреть вершины Алматов. Осмотрев с инженер-поручиком Александровским первыя и вторыя Алматы и долину между ними, мы нашли по удобству добывания леса, большому количеству прекрасной, изрезанной арыками хлебопахотной земли, пажитей и сенокосных мест, далеко превосходящими урочища на Иссыке и Талгаре, почему и предложили Алматы местом будущего поселения, при том через занятие этого пункта все лучшие кочевья и хлебопахотные места Дулатов будут у нас под руками. К сожалению не могу занять этого пу… »

Прямого указания на наличие каких-то городских построек нет. Однако понятно, что раз есть изрезанные арыками пахотные земли, значит есть и те, кто эту землю пашет и эти арыки проводит. Хотя фраза «…кочевья и хлебопахотные места Дулатов…» на наличие каких-либо строений не указывает.

Так что, городом это назвать уже никак нельзя.

Алматы – другая версия

Город возник с военного укрепления Заилийское, позднее переименованного в г. Верный. Казахстанские знатоки утверждают, что эта версия «насаждалась» в угоду сначала царской, а затем и советской политической конъюнктуре. Очень может быть. Однако аргументы, выдвигаемые в противовес этой версии, мы с вами видели выше и они, мягко говоря, не убеждают.

Давайте же рассмотрим теперь некоторые факты, на которых основывается эта вторая версия. Только те факты, которые лично мне кажутся убедительными.

Свидетельства майора Перемышльского

Да, да – давайте ещё раз обратимся к его второму рапорту, который я приводил выше.

«Я имел честь доносить Вашему Высокопревосходительству о намерений моем обозреть вершины Алматов. Осмотрев с инженер-поручиком Александровским первыя и вторыя Алматы и долину между ними…»

Ведь понятно, что речь не о поселениях, а о возвышенностях, одну из которых назвали первая Алматы, а другую вторая Алматы. Осмотреть две возвышенности и долину между ними. Нет никакого города. Поселения, как я уже говорил, могли быть. Но не город.

Письменные источники

Известный русский путешественник Семенов-Тянь-Шанский впервые посетил укрепление Верное в сентябре 1856 года. На тот момент в укреплении, по его описанию, домов, кроме наскоро выстроенного домика пристава Большой орды (чин майора Перемышльского), еще не было. А вот в 1857 году Верное явило путешественнику уже другую картину. «Верное, к моему крайнему удовольствию, представилось мне уже в более приглядном виде, чем в 1856 году. Все домики юного укрепления были более или менее отстроены, и около домика пристава Большой орды был уже посажен молодой садик; это были первые деревья, посаженные на подгорье, на котором ныне цветущий город Верный утопает в зелени садов».

В этот раз в экспедиции с Семеновым был художник Павел Кошаров. Он сделал рисунок, часто публикуемый в краеведческой литературе, – «Площадь в укреплении Верном».

image
Павел Кошаров. «Площадь в укреплении Верном»

Ну и где тут древний город? А ведь это практически документальный факт!

Другие свидетельства

А вот что рассказал Владимир ОВСЯННИКОВ, атаман Союза казаков Семиречья: «Когда пришли казаки, здесь никого не было».

Вот выдержка из разговора с ним:

Источник

– Владимир Александрович, вы изучали историю Алматы? – Конечно. Более того, недавно мы переиздали книгу «История семиреченского казачьего войска», написанную в начале прошлого века историографом есаулом Леденевым. Последние события в ней датируются 1909 годом. Автор в своем более чем 900-страничном труде подробно описывает продвижение казаков в наши края. Весь труд Леденева основан на документах. … – Когда в Семиречье приехали казаки, здесь были какие-то поселения? – Хочу еще раз подчеркнуть: казаки пришли в Заилийский Алатау не в какой-то населенный пункт. Здесь никого не было.

Здесь, кстати, я вижу некое несоответствие с рапортами майора Перемышльского, который писал о хлебопахатных землях, изрезанных арыками… И сам склоняюсь к тому, что не совсем на пустое место пришли казаки. Но речь-то про город, а его не было точно! В то время уже не было.

Так сколько же лет Алматы?

Город саков

Обе представленных версии с одной стороны подкрепляются некоторыми фактами, а с другой – эти факты порой противоречивы, в силу чего не могут дать прямого и однозначного ответа на поставленный вопрос. Поэтому, к сожалению, сторонники обоих версий трактуют так, как им выгодно, притягивая одни аргументы и не замечая других.

Попробую абстрагироваться от предубеждений и изложить историю города так, как вижу её сам. Но это только моё личное мнение, которое не претендует ни на что.

Итак, известно, что  в VII—III вв. до н. э. произошло объединение сакских племён, живших на этих землях. Ну, не только на этих, конечно. Образ жизни саков был оседло-кочевой. Во главе стояли цари. В сакском обществе выделялись три группы населения: воины, жрецы, земледельцы, скотоводы.

Мог в то время возникнуть какой-то город? Вполне. Вот только Алматы он тогда вряд-ли назывался. Но не в названии суть.

Город усуней

Потом пришли Усуни, которые обитали первоначально в районе реки Данхэ, но в III в. до н.э. под натиском племен юэчжи вынуждены были откочевать в Монголию, а после ряда поражений, нанесенных им хуннами, в Семиречье и Джунгарию. Здесь усуни, признав зависимость от хуннов, основали в 177 г. до н.э. собственное государство, объединившее потомков сакских племен Семиречья, Восточного Казахстана и Джунгарии. Уже в середине II в. до н.э. усуни фактически отделились от империи Хунну и начали сближаться с Китаем.  Что нам известно о хозяйстве усуней? Наряду со скотоводством у них развивалось земледелие. Они использовали как богарные (без искусственного орошения), так и орошаемые поля.

Город мог возникнуть и в это время. Либо развиваться тот, что достался от саков.

Мавераннахр

Арабские завоевания VII-VIII веков не могли не оставить своих следов. Это был очень длительный период, вплоть до 1219 года, когда в Мавераннахр вторгся Потрясатель Вселенной Чингисхан. Именно до XIII века включительно древний город, находясь на пути оживлённых торговых потоков, процветал. И да, в то время здесь мог быть и монетный двор. Правда одна деталь, к которой я обещал вернуться, когда говорил о монетах, мне всё-же не понятна. Монеты серебряные, а откуда здесь серебро? Насколько я знаю, здесь его не добывали. Привозили специально для монетного двора? Не уверен…

А вот то, что в это время здесь могли быть яблоневые сады, из-за чего город и назвали Алматы – вполне возможно.

Упадок Алматы

Завоевания Чингисхана и его последователей разрушили систему торговых отношений, многие города пришли в упадок. А последующая череда междоусобных войн, набегов и разграблений довершила дело. Когда-то цветущий город перестал существовать.

 Так, что не ошибался Бабур, говоря: «однако в наши времена они разрушены монголами и узбеками, и там совсем не осталось на­селенных мест».

Зимовки или поселения дулатов тут уже не в счёт. Разбросанные в разных местах они не составляли единого целого – того, что можно было бы назвать городом, от которого не осталось даже руин. Да и те постройки, что были у дулатов, если они были, никак не походили на городские.

Возрождение Алматы

Вот и получается, что к тому моменту, когда сюда прибыли казаки, тут ничего не было. И новый город начинался с укрепления Заилийское – Верное – Верный. Тот город, в котором мы сейчас живём.

Всё, что осталось от древнего Алматы – это название. Так как-же считать сколько лет городу? Разные ли это города – древний и нынешний? Или наша южная столица – это возродившийся древний Алматы?

Утверждать не берусь.

Ещё раз повторюсь – это только мои мысли, я могу ошибаться как в трактовке фактов, так и в выводах. Ничего не доказываю и не претендую на какую-то истину.

А что думаете по этому поводу вы?

image

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий